Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Произведение, цикл, фрагмент

Художественное произведение – это основной объект изучения литературоведения.

Понятие художественного произведения

Художественное произведение является своего рода мельчайшей единицей литературы. Более крупные образования литературного процесса, такие как течения, направления, художественные системы, представляют собой объединение частей и строятся из отдельных произведений.

Литературное произведение обладает внутренней завершенностью и целостностью, является самодостаточной единицей литературного развития и способна к самостоятельной жизни.

Для литературного произведения как целого характерны законченный идейный и эстетический смысл, в отличие от его составляющих – темы, идеи, речи, сюжета и т.д., которые обретают смысл и могут существовать только в системе целого.

Литературно-художественное произведение является произведением искусства в узком смысле понятия, то есть это одна из форм общественного сознания. Художественное произведение, как в целом все искусство, - это выражение какого-либо определенного эмоционально-мыслительного содержания.

Замечание 1

По терминологии М. М. Бахтина, художественное произведение – это «слово о мире», сказанное писателем, поэтом, акт реакции художественно одаренной личности на окружающую действительность.

Литературное произведение, так же, как все искусство, является частным случаем субъективного отражения объективной реальности. но это отражение нельзя рассматривать как зеркальное, механическое, как копирование действительности. В художественном мышлении сказывается сложный характер отражения. Для художественного мышления важен субъективный момент и уникальная личность автора, его видение мира и оригинальный способ мышления об этом мире.

Замечание 2

Таким образом, художественное произведение – это активное, личностное отражение, при котором осуществляется не только воспроизведение реальности, но и творческое преображение действительности.

«Произведение, цикл, фрагмент» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Писатель не воспроизводит действительность непосредственно ради самого воспроизведения – выбор предмета отражения, импульс к творческому воспроизведению реальной действительности рождается из личного, небезразличного, пристрастного взгляда автора на мир. Художественное произведение – это нерасторжимое единство субъективного и объективного, воспроизведения реальности и авторского е понимания, жизни как таковой и авторского отношения к жизни.

Понятие цикла

Определение 1

Литературный цикл – это группа произведений, которая составлена и объединена автором и представляет собой художественное целое.

Как искусствоведческое понятие литературный цикл появляется на рубеже 18-19 столетий. Само слово «цикл» можно часто встретить в переписке деятелей романтизм, в их высказываниях литературно-критического характера. Но критическое сознание эпохи несколько отстало от литературного процесса. Многие произведения того периода, которые явно относились к циклам, не назывались так. Например, Гете свои поэтические объединения циклом никогда не называл, хоть он и присутствовало в лексиконе поэта. Использовались другие определения. То, что сейчас называется циклом, в первой половине 19 века называли по-другому: «лирический роман», «особая поэма» и т. д.

Исключением в европейской поэзии первой половины 19-го столетия был Г. Гейне, который разделили свое «Северное море» на два цикла.

Цикл не сразу стал общеевропейским термином. В русской и французской поэзии первой половины 19 века циклические образования чаще всего называли «ансамблями стихотворений».

Литературный цикл распространении во всех литературных родах. Исторически он является одной из основных форм художественной циклизации произведений наряду с другими.

Формы художественной циклизации произведений:

  • Литературный цикл
  • Антология
  • Сборник
  • Книга стихов и т.д.

Художественный образ мира поэтами рубежа веков создавался не столько отдельными произведения, сколько их «ансамблям», поэтому популярны были не только малые формы лирического творчества, но и большие – лирическая поэма, лирический цикл, книга стихов.

Замечание 3

Таким образом, лирический цикл – это такая совокупность взаимосвязанных произведений, которая способна воплотить целостный взгляд на мир и выразить художественную волю писателя и поэта.

В современных исследованиях ученые склонны рассматривать лирический цикл как новый жанр, находящийся между поэмой и тематической подборкой стихотворений, как «авторский контекст», где единство стихотворений обусловливается авторским замыслом, где отношения между отдельно взятым стихотворением и циклом можно рассматривать как отношения между элементом и системой. К обязательным признаками цикла относятся устойчивость текста и авторское заглавие в нескольких изданиях.

Понятие фрагмента

Определение 2

Под фрагментом понимается произведение, которое имеет признаки незавершенности или неполноты.

К фрагментам относятся:

  • Произведения, незавершенные авторами. Многие такие произведения, несмотря на то, что отсутствует концовка, пользуются большой популярностью (например, М. А. Булгаков «Театральный роман»);
  • Произведения, которые сохранились частично. Сюда относятся многие памятники древней литературы и литературы Средневековья, дошедшие до нас во фрагмента. Степень сохранности этих фрагментов сильно варьируется, многие тексты известны лишь по обрывкам фраз.
  • Произведения, которые изначально были задуманы авторами как фрагмент.

Идея фрагмента как самостоятельной литературной формы возникла в 18 веке вместе с вкусом к эстетической незавершенности, характерной для предромантизма.

Фрагмент соответствовал потребности в новых формах лирической выразительности. На рубеже 17 и 18 столетий Энн Финч, английская поэтесса, называет ряд произведений собственного сочинения фрагментами. Фрагмент как жанровое определение приобретает широкое распространение в эпоху романтизма. Становится популярным и фрагментарность как композиционный принцип (применялся в поэмах Байрона), который предполагает пунктирное движение сюжета и недосказанность.

Обращение к форме фрагмента во второй половине 19 – начале 20 века часто связано с проникновением в литературу бытовых маргинальных жанров – черновика, дневника, «записной книжки».

В литературе постмодернизма эффект фрагментарности достигается отказом от последовательного повествования в пользу пастиша и коллажа.

Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot