Роды литературы – это произведения, объединенные на основании познавательной и речевой схожести, схожей направленности на объект и субъект.
Концепция о происхождении литературных родов А. Н. Веселовского
Понятие литературного рода впервые возникло в античной эстетике, в сочинениях Аристотеля и Платона. В третьей главе «Поэтики» Аристотеля речь идет о существовании в поэзии трех «способов подражания». Эти три способа подражания впоследствии стали называть литературными родами.
Это понятие характеризует и содержательные, и формальные свойства литературно-художественных произведений. Формирование эпоса, лирика и драмы происходило на самых ранних периодах существования общества, еще в первобытном синкретическом творчестве.
А. Н. Веселовский посвятил происхождению литературных родов одну главу своего труда «Историческая поэтика». В этой главе ученый доказывал, что литературные роды произошли из обрядового хора первобытных народов. Этот обрядовый хор, который сопровождал мимические действия и пляску, по мысли Веселовского, включал в себя возгласы печали и радости, выражавшие коллективную эмоциональность. Именно из таких возгласов и возникла лирика, впоследствии отделившаяся от обряда и получившая художественную самостоятельность. Из выступлений корифеев (запевал) обрядового хора возникли кантилены – лиро-эпические песни. Затем из этих песен, которые впоследствии тоже отделились от обряда, возникли эпопеи – героические поэмы. Позже из обмена репликами участниками хора сформировалась драма.
Выдвинутая Веселовским теория происхождения литературных родов подтверждается большим количеством известных науке фактов из жизни древних народов. Например, возникновение из обрядовых игрищ театральных представлений, на основе которых сформировалась драма, не вызывает сомнения. Одновременно с этим в этой теории не учтено то, что формирование лирики и эпоса могло происходить независимо от обрядовых действий. Например, мифологические сказания, ставшие основой для прозаической легенды (саги) и сказки, возникли вне обрядового хора. Эти сказания представители племени не пели, а рассказывали друг другу. Также и лирика могла возникнуть вне обряда. Лирическое самовыражение присутствовало в бытовых и трудовых отношениях первобытных народов.
Таким образом, было несколько путей формирования литературных родов, одним из них является обрядовый хор. Эти пути были систематизированы представителями немецкой эстетики конца 18-начала 19 – Гете и Шиллером, затем – Гегелем и Шеллингом.
Концепция Белинского
Под вилянием этих идей, прежде всего, идей Гегеля, свою теорию происхождения литературных родов развивал В. Г. Белинский. В своей статье «Разделение поэзии на роды и виды», написанной в 1841 году, он разграничивал роды при помощи категорий «субъекта» и «объекта» художественного познания:
- Эпические произведения он связывал с представлением об объекте;
- Лирические произведения понимались как сфера субъективности автора;
- Драма рассматривалась как синтез субъективности и объективности.
В лирике, эпосе и драме Белинский видел определенные типы содержания. Белинский писал, что драма – это примирение двух противоположных элементов – лирической субъективности и эпической объективности.
Концепция литературных родов Белинского обобщает художественный опыт, формировавшийся на протяжении многих веков. Многие мысли, высказанные Белинским, были унаследованы литературоведением советского периода, для которого акцент на содержательные функции родовых форм был особенно важен. Одновременно с эти в статье наблюдается некая односторонность – объективность (отражение действительности) и субъективность (осмысление жизни писателем) соединяются не только в драме, а в любом художественном произведении. Об этом неоднократно говорил и сам В. Г. Белинский в своих более поздних работах. В частности, он подчеркивал, насколько важно субъективное начало в эпических произведениях, в первую очередь, в повестях и романах.
Наряду с делением литературы на эпос, драму и лирику, существует еще и деление на прозу и поэзию. В обыденной речи часто лирические произведения отождествляются с поэзией, а эпические произведения – с прозой. Такое словоупотребление является неточным, так как каждый из родов литературы включает в себя и стихотворные (поэтические) и нестихотворные (прозаические) произведения. На ранних этапах искусства эпос чаще всего имел стихотворную форму (французские песни о подвигах, эпопеи эпохи античности, русские исторические песни и былины и т.д.). Нередки в литературе нового времени эпические произведения, написанные стихами («Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Дон Жуан» Байрона).
В драме также применяются как проза, так и стихи, иногда соединяемые в одном и том же произведении (например, многие пьесы Шекспира, пьеса А. С. Пушкина «Борис Годунов»). Также и лирика, которая по преимуществу является стихотворной, в некоторых случаях может быть и прозаической.
В теории литературных родов есть и другие, более серьезные терминологические проблемы. Слова «драматизм», «эпичность», «лиризм» кроме родовых особенностей произведений обозначают и другие их свойства.
Например, эпичностью еще называют неторопливое, величественно-спокойное созерцание жизни в ее многоплановости и сложности, приятие мира как целостности и широту взгляда на этот мир.
В связи с этим нередко речь идет о так называемом «эпическом мировоззрении», которое художественно воплотилось в поэмах Гомера и ряде позднейших произведений («Война и мир» Л. Н. Толстого).
Эпичность в качестве идейно-эмоциональной настроенности может присутствовать во всех литературных родах, не только в повествовательных произведениях, но и в драме и лирике.
Драматизм – это умонастроение, которое связано с напряженным переживанием каких-либо противоречий, тревогой и взволнованностью.
Лиризм - это возвышенная эмоциональность, которая выражена в речи автора, персонажей, рассказчика.
Лиризм и драматизм также могут быть свойственными всем родам литературы. Поэтому важно с одной стороны различать драму, лирику и эпос как литературные роды, а драматизм, лиризм и эпичность – как эмоциональную настроенность словесно-художественных произведений.