Герой литературного произведения – это действующее лицо, которое обладает отчетливыми чертами поведения и характера, определенным отношением к жизненным явлениям и другим действующим лицам, изображенным в произведении.
Персонаж – тип
Категория литературного героя находится в достаточно сложных отношениях с таким понятием, как тип. Тип – это готовая форма личности. Так, «маленький человек» - это тип, а не характер. Следует различать:
- Тип как форму, которая представляет собой элемент художественной традиции (литературные, фольклорные типы);
- Тип как факт исторической действительности (социальные, психологические жизненные типы).
И первые, и вторые могут быть прообразами персонажей в одном и том же литературном произведении, а в некоторых случаях – и одних и тех же действующих лиц. Традиционные художественные типы часто фигурируют в специализированных справочниках, которые посвящены многократно используемому в истории литературы материалу фабул и мотивов. Эти художественные типы известны из фольклора, мифологии, литературной классики и тесно связаны с определенными мотивами, ситуациями, событиями, заданным рядом событий. В архаичной литературе это маски народного театра, фигур шута, дурака и плута. С дальнейшим развитием литературы возникают и множатся многообразные амплуа, восходящие к этим прообразам и в особенности свойственные драматическим и эпическим жанрам: «лишние люди», «маленькие люди», «новые люди», «люди из народа» и т.д.
В художественном изображении жизненные типы чрезвычайно многообразны, среди них встречаются следующие типы:
- Психологические (темпераменты) – ревнивец, скупец, ханжа, рогоносец;
- Социальные (профессия или положение) – монах, бедный рыцарь, разбойник, судья в плутовском романе и ренессансной новелле;
- Национальные;
- Социально-исторические – типы чиновников, дворян, купцов и т.д.
Тип, так же, как и характер, является функцией, но не сюжета, а среды или мироустройства.
И тип, и характер человеку дают «роли», однако не всегда роль и актер одно и то же.
Персонаж – характер
Характер, в отличие от персонажа как такового – это лицо самоопределяющееся, которое выбирает собственную роль и в качестве участника отдельного события, и в жизни в целом.
Это самоопределение, вне зависимости от того, включено оно в предысторию или входит в сюжет в качестве события, всегда связано с системой ценностей, признаваемой персонажем, и потому является не просто стереотипом поведения, а соотнесенную с ним в какой-либо степени осознанную жизненную позицию. В данном случае следует заметить, что любой характер является персонажем, но не все персонажи являются характерами. По мнению А. В. Михайлова, «новоевропейский» характер, отвечающий такому пониманию термина, строится изнутри наружу, то есть характером называется основа или основание, заложенное в натуре человека, как бы порождающая схема человеческих проявлений. Расхождения могут касаться только того, является ли характер самым глубоким в человеке или в его внутреннем есть еще более глубокое порождающее начало.
Таким образом, так называемая «порождающая схема» не может совпадать с ее проявлениями. Если говорить о «более глубоком», то это самосознание, рефлексия. Гегель отмечает, что человек отличается тем, что он не только в себе носит противоречие многообразия, он это противоречие переносит и остается в нем верным самому себе. Образ-характер основывается на нетождественности внешнего и внутреннего. И внешнее, и внутреннее могут быть твердыми (определенными) и текучими (неопределенными). Иногда твердость и единство внутри, а поведение – внешние изменчивость и многообразие. Характер может быть связан с тем типом основной сюжетной ситуации, где всеобщие силы действия предполагаются в области внутренней жизни, а не внешних отношений и связей. Именно такой смысл заключается в противопоставлении внешнего и внутреннего в классическом русском романе. Кроме того, характер для драмы ограничен, так как в этом роде словесного искусства друг другу противостоят не сами по себе всеобщие силы действия, а этические позиции – пафосы, осуществляемые судьбой и поступком героев. Именно потому характеры свойственны криминальной литературе и авантюрно-историческому роману: здесь в основе действия конфликт, столкновение позиций, в котором возможна победа одой из сторон.
Совпадение или несовпадение героя с характером и типом
В ходе исторического развития литературы готовым типам противопоставляются не предопределенные и формирующиеся характеры. В значительной степени на этом различии основывается образ литературного героя. Таким является, например, несовпадение героев произведения А. С. Пушкина – Пугачева и Сильвио – с романтическим амплуа благородного разбойника и мстителя. Расхождения героя с его ролью, изначально присущее жанру романа, начиная с 19 века становится свойственным и другим жанрам литературы. Так, герои пушкинского романа являются определенными социальными и литературными типами, но при этом не совпадают с этими типами.
В эпической литературе 19 века появляется возможность раскрыть характер целиком через самосознание – в форме дневника или исповеди. Творчество Ф. М. Достоевского демонстрирует возможность доминанты самосознания, и означает, что даже традиционный тип «маленького человека» является предметом собственной рефлексии персонажа, принадлежащего к нему, а попытки других в данном случае предопределить и предугадать его поведение вызывают сомнения.
Противопоставление случаев совпадения или несовпадения героя с характером и типом, относительны, границы между ними в процессе литературного развития проницаемы. Жизненные типы превращаются в литературные, то есть происходит обобщение и одновременная схематизация жизненных типов – например, «бедный чиновник» становится «маленьким человеком». Также возникает обратный процесс так называемой «десхематизации» литературного типа, где предопределяющая роль принадлежит именно самосознанию литературного героя.