Понятие поэзия является достаточно многогранным. С одной стороны, под поэзией могут понимать любой, даже прозаический текст, наделенный изяществом и красотой изложения. С другой стороны, говоря о поэзии понимают непосредственно стихотворный текст. Поэзия имеет определенные признаки, а также структурные характеристики. О них и пойдет речь далее.
Признаки поэзии
Всего выделяют четыре основных признака поэтического текста, без этих составляющих поэзия уже не будет поэзией. К этим признакам относятся:
- образ
- рифма и ритм
- эмоциональность
- синтаксическая целостность
Поэтический образ в поэзии
Поэтический образ представляет собой элемент, который связан непосредственно с содержанием произведения. Поэт пишет свое произведение для того что бы передать определенные чувства и эмоции, а также для того что бы возбудить некие определённые чувства в своём читателе. Свои мысли и чувства поэты воспроизводят в своих произведениях по средствам поэтического образа. Слово «образ» имеет значение «лицо», «изображение».
Практически все что воспевается поэтами знакомо читателю, чаще всего это могут быть явления природы, женская красота, любовь, дружба и другие высокие чувства. Все эти явления читатель может наблюдать в окружающем его мире. Но поэт в своём произведении передает сове личное восприятие и ощущение этих явлений, поэтому для читающего они открываются с новой стороны, в иной интерпретации, под час настолько удивительной и цепляющей, что сам читатель и не ожидает увидеть в столь обыденных вещах нечто новое и неординарное.
Поэтические образ несет в себе ряд определенных характеристик:
Во-первых, поэтический образ несомненно имеет огромную эстетическую составляющую, его задачей является возбудить в читателе чувственное восприятие.
Во-вторых, поэтические образ несмотря на то что является конкретным, всегда имеет долю гибкости: несмотря на то что поэт может скрупулёзно и детально описывать свой образ, читатель все равно может домысливать и додумывать некоторые его элементы, пользуясь своим личным жизненным опытом и восприятием действительности.
В-третьих, поэтический образ всегда выступает посредником в четырех плоскостях:
- внешними явлениями чуждыми и автору, и читателю
- проекцией сознания
- воспринимающим сознанием
- объектом авторского преображения
В-четвертых, поэтический образ всегда представляет собой картину мира автора. В образе сочетается как предметное, так и мыслительное авторское понимание мира.
Эмоциональность поэзии
Эмоции и чувства неотъемлемая часть поэзии. Читая различные стихотворения, мы можем испытывать совершенно разные чувства и эмоции. Человек благодаря эмоциям способен испытывать удовольствие, страх, скромность, смелость, тревогу, радость и так далее. Эмоции имеют связь с потребностями человека, то чего мы желаем или не желаем находит в нашем сознании эмоциональный отклик.
Главная задача, которую ставит перед собой поэт заключается в том, чтобы передать читателю через свое произведение определенный набор чувств и эмоций, которые испытывает сам писатель по отношению к некому явлению или событию. Прочитав стихотворение, читатель получит определенный эмоциональный посыл, но вовсе не обязательно, что его восприятие будут точно таким же как восприятие самого автора. Собственное мировосприятие читателя так или иначе наложит свой отпечаток на этот эмоциональный посыл.
Синтаксическая целостность стихотворения
Синтаксическая целостность представляет собой взаимосвязь предложений, высказываний, которые объединены общей темой. Они объединены не только тематически, но и грамматически и структурно.
Основными чертами синтаксической целостности являются:
- единая тематика
- наличие композиционной структуры
- повторы
- использование слов-связок
- использование вводных слов
- использование определенного порядка слов в предложениях
Структурная характеристика поэзии
Характерными элементами поэтической структуры являются:
- стихотворный ритм
- стихотворный метр
- стихотворный размер
- рифма
Стихотворный ритм это один из элементов, который собственно отличает поэтический текст от прозаического. Под ритмом понимают упорядоченное повторение слогов, смена ударных и безударных частей.
Силлабическое стихосложение определяется количеством слогов, тоническое определяется количеством ударений; и силлабо-тоническое определяется соотношением как слогов таки ударений.
Под поэтическим метром в поэзии понимают чередование сильных и слабых мест. Поэтический метр - это один из главных структурных элементов стиха. Этот термин появился еще в античности, с того самого момента, когда поэзия только начинала зарождаться. В античной системе стихосложения метр приравнивался к стопе или группе стоп, которые были объединены главным ритмическим ударением.
Но сегодня значение понятия метр в современном стихосложении поменялось. Под метром могут поникать:
- стихотворный размер
- строфическое образование
- схему звукового ритма стиха
Стихотворный размер
Под стихотворным размером понимают один из вариантов стихотворного метра, - это ритмический рисунок стихотворения. Он формируется из чередования ударных и безударных слогов и их числом в строке.
Всего существует три разновидности размеров:
- односложный размер
- двусложный размер
- трехсложный размер
К односложному размеру относится:
брахиколон (стих из одних ударных слогов), например,
Гол
Бес
Шел
В лес
Вдруг
Стоп!
Жук
В лоб!
Бес
Рад:
Влез
В ад.
К двусложным относятся:
- хорей (ударение падает на первый слог из двух слогов), например,
Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
- ямб (ударным становится каждый второй слог каждой стопы), например,
Мой дядя самый честных правил,
Когда немного занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
К трехсложным относятся:
- дактиль (под ударение попадает первый слог), например,
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужную,
Мчите вы, будто как же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
- амфибрахий (под ударение попадает каждый второй слог), например,
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
- анапест (под ударение попадает каждый третий слог), например,
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибли весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастья есть.
Рифма
Под рифмой понимают созвучие окончаний нескольких слов, без рифмы не возможен стих. Существует несколько типов рифм. По месту ударения в словах рифма может быть:
- мужская
- женская
- дактилическая
- гипердактилическая
Мужская рифма предполагает ударение на последний слог рифмованного стиха.
Женская рифма предполагает ударение на предпоследний слог рифмованого стиха.
В дактической рифме ударение падает на третий слог от конца строки.
В гипердактилической рифме ударение падает на четвёртый слог и дальше рифмованного стиха.
По точности создания рифмы подразделяются на:
- богатую рифму (в этом случае совпадает опорный согласный звук)
- бедную рифму (происходит частичное совпадение заударного звука и ударного гласного)
- ассонансную рифму (происходит совпадение гласного ударного звука, но нет совпадения согласных)
- диссонансная рифма (в этом типе рифмы нет совпадения ударных гласных)
- усеченная рифма (в этом типе рифме имеется лишний согласный звук в одном из слов)
- йотированная рифма (это одна из разновидностей усеченной рифмы, в этом случае лишним согласный звуком становится «й»)
- составная рифма (в этом случае рифмующаяся пара содержит три и более слов).