Повесть-притча – это произведение, в котором сочетаются признаки двух жанров - повести и притчи.
Жанровая специфика повести «Старик и море»
Произведение Э. Хемингуэя «Старик и море» называют повестью-притчей.
Повесть – это эпическое произведение, для которого характерен однолинейный сюжет.
Притча – это произведение, в котором в иносказательной, аллегорической форме содержится поучение.
Притча своей аллегорической формой и поучительностью похожа на басню, но в отличие от нее, притча настраивает читателя на поиск морали, а не предлагает ее в готовом виде. Кроме того, по объему притча может быть значительно больше басни. В древности притча существовала в основном как рассказ религиозно-философского смысла. Позже писатели стали использовать притчевость как средство выражения определенной идеи, морально-философских размышлений.
«Старик и море» - повесть, в которой воплощена пережитая, выстраданная автором истина. И истина эта касается не только автора, но и каждого из нас. В образе старика Сантьяго многие узнают себя, свои переживания, мысли, надежды, разочарования.
Читателя особенно поражает то, как Сантьяго преодолевает жизненные неурядицы. Возраст никуда не денешь, невозможно вернуть годы назад, и лекарства от старости пока не придумали. Но если Человек не подчиняется обстоятельствам, не жалуется, не опускает рук, это заслуживает уважения. Именно так поступил и старик Саньяго. Он не опускает руки, пусть даже все вокруг уверены, что больше никогда не удастся ему поймать добычу. Окружающие считают, что Сантьяго уже пережил свой звездный час, и теперь ему осталось лишь надеяться на чью-то милость или смерть. Кто-то говорит об этом сочувственно, но есть и те, кто злорадствует.
Сантьяго видит, что в него верит мальчик, который помогал ему и учился у него до тех пор, пока родители не запретили ему ходить к старому рыбаку, считая его неудачником.
Сантьяго вышел на охоту, пренебрегая непогодой, чьими-то сплетнями, предварительными удачами. Он вышел бороться за свое человеческое достоинство, и в результате победил. И даже если кажется, что эта победа сомнительна, это все же победа. В первую очередь, это победа над собой – старик боролся с рыбой, соревновался с акулами и морем, со своим отчаянием, одиночеством, но сумел добраться до берега живым. У лодки был скелет рыбы – доказательство бесспорного таланта старика. И чего стоит гордость мальчика, уже потерявшего надежду увидеть Сантьяго живым.
Человеку приходится делать выбор – смириться с обстоятельствами или же попытаться доказать, в первую очередь себе, что способен на поступок и потому достоин уважения. Повесть «Старик и мое» - это произведение о каждом из нас.
История создания произведения
Замысел повести «Старик и море» появился у Э. Хемингуэя в 30-х годах 20-го века. В 1936 году вышел очерк «На голубой воде. Гольфстримское письмо», в котором автор описывает приблизительную фабулу повести: пожилой рыбак выходит в море и на протяжении нескольких дней без отдыха и еды «сражается» с огромной рыбой, но добычу съедают акулы. Старика в полубезумном состоянии находят рыбаки, а вокруг его лодки кружат акулы.
Эта история, которую Хемингуэй когда-то услышал от кубинских рыбаков, и легла в основу легендарной повести.
В 1951 году писатель закончил работу над своим масштабным произведением. Он считал, что «Старик и море» - это главный труд в его жизни.
Повесть вышла в печать 1951 году. «Старик и море» - последнее произведение Э. Хемингуэя, опубликованное при жизни писателя.
Э. Хемингуэй с детства увлекался рыбалкой. Он был профессионалом, знал жизнь и быт рыбаков до мельчайших деталей, включая приметы, легенды, суеверия. И этот ценный материал не мог не отразиться в творчестве Хемингуэя. Повесть-притча «Старик и море» - это легенда, исповедь, учебник жизненной философии человека, живущего плодами своего труда.
Хемингуэй в диалогах с критикой уклонялся от комментариев о главной идее произведения. Кредо Хемингуэя – показать «настоящего рыбака, настоящего мальчика, настоящую рыбу и настоящих акул». Так высказался писатель в интервью, тем самым давая понять, что главным его стремлением была реалистичность, уклоняясь от трактовки смысла своего произведения.
В 1953 году Э. Хемингуэй за повесть «Старик и море» получил Нобелевскую премию.
Тема произведения
Главной темой повести «Старик и море» является испытание на прочность человеческого характера, силы воли, веры. Кроме того, автор в своем произведении затрагивает следующие темы:
- Тема мечты;
- Тема духовной победы;
- Тема человеческого предназначения;
- Тема одиночества.
Главная мысль повести «Старик и море» заключается в том, чтобы показать человека в борьбе с природой, с ее стихиями и созданиями, борьбу человека со своими слабостями. В повести четко и ясно прорисовывается большой пласт авторской философии: человек рождается для чего-то определенного, и он будет всегда спокоен и счастлив, если овладеет этим. В природе у всего есть душа, и человек должен это ценить и уважать, ведь земля вечна, а человек – нет.
Э. Хемингуэй удивительно мудро сумел показать достижение человеком своей мечты, а также то, что следует за этим. Гигантский марлин – главный трофей в жизнь Сантьяго, доказательство того, что человек победил в схватке с природой. Лишь то, что дается с трудом, что заставляет пройти тяжкие испытания, приносить главному герою удовлетворение и счастье. Самая большая награда для старика Сантьяго – мечта, доставшаяся кровью и потом. Несмотря на то, что марлина съели акулы, никто не отменяет моральной и физической победы над обстоятельствами. И личное торжество рыбака, признание в обществе «коллег» - это лучшее, что могло произойти в его жизни.
В жизненной позиции старика, в его речах, а также в имени мальчика и образе рыбы-гиганта прослеживаются скрытые библейские мотивы. Рыба – воплощение мечты старика, который терпеливо и смиренно встречает все испытания, не ругается, не жалуется, а только тихо молится. Жизненная философия, духовная сторона существования – это своеобразная личная религия, напоминающая христианство.
Именно глубокий духовный смысл делает повесть «Старик и море» исключительной, выходящей за рамки традиционной повести.