Проблема – это вопрос или задача, которые требуют решения.
Композиционная целостность произведения
В данной статье понятие композиции будет соотнесено только с событием рассказывания, а не с тем событием, о котором рассказывается. Любое сообщение субъекта, ведущего рассказ, любое описание имеют определенное построение. Также построен каждый характер персонажа, каждое высказывание – диалоги и монологи.
Слово композиция вне зависимости от трактовки этого понятия всегда означает расположение или соотношение каких-либо элементов или частей. Такой порядок в художественном произведении выражает авторский замысел. Событие рассказывания осуществляется текстом, и деление на части зависит от того, кому адресовано высказывание и какому субъекту оно принадлежит.
Композиционная целостность и завершенность играют большую роль в выявлении идейного и художественного своеобразия произведения. писатель стремится не только отразить в своем произведении взаимосвязь всех составных частей положенного в основу его труда жизненного материала, но и при этом раскрыть судьбу своих персонажей и героев, показать в деталях окружающую их бытовую и социальную действительность. Главной целью автора является дать художественное толкование изображаемому в произведении, четко выразить идейно-эстетическую позицию.
Суть композиции заключается в группировке всех элементов произведения вокруг главной идеи, а также во взаимосвязи частей и их подчинении замыслу автора.
Произведения, которые в художественном отношении отличаются композиционным единством замысла и темы, можно считать зрелыми. В свою очередь необходимость четкого представления об эпохе героя, динамика действий персонажей и событий, которые служат раскрытию идеи произведения, требуют четкой композиционной основы.
Таким образом, композиция художественного произведения в первую очередь определяется идейной и художественно-эстетической позицией автора. Настоящий писатель является не просто художником слова.
Вопросы поиска композиционных решений, которые могли бы обеспечить идейно-художественную целостность произведения, связь композиции с неповторимым индивидуальным стилем писателя находятся в числе наиболее актуальных проблем современного литературно-художественного процесса. Художественное произведение обязательно должно обладать внутренней органичностью. Крупнейшие писатели всегда подчеркивали большое значение внутренней органичности и целостности произведения.
Например, Л. Н. Толстой в своем трактате «Что такое искусство?» пишет о том, в настоящем художественном произведении, будь то драма, стихотворение, песня, картина либо симфония, нельзя вынуть одну фигуру, один стих, одну сцену или один трактат из своего места и перенести его в другое, при этом не нарушая значения самого произведения.
В. Г. Белинский тоже говорит о том, сто целостность, соразмерность в частях, единство действия является необходимым условием любого художественного произведения. он отмечает, что художественное произведение – это не механическое нагромождение компонентов, а органическая, обусловленная внутренней необходимостью связь частей в одно целое. К такому организму нельзя ничего прибавить и от него нельзя ничего отнять.
Проблема композиции
Более полное определение понятия проблемы выглядит следующим образом:
Проблема – это задача, суть которой состоит в противоречии между имеющимися представлениями о явлении, процессе, предмете, событии, веществе и т.д. и реальными фактами, которые были обнаружены в действительности опытным путем либо в результате более глубокого анализа исследуемого объекта.
Показ читателю какой-либо грани действительности, част совокупного является сверхзадачей композиционного построения литературного произведения. настоящий писатель благодаря своему мастерству и художественному таланту, умению грамотно встраивать композицию, может любой «кусочек» действительности обратить в произведение.
Композиционные поиски всегда выполняют следующие задачи:
- Отражение эволюции человеческих характеров;
- Выявление связи между разными явлениями и картинами действительности;
- Отражение логики поведения героев в каких-либо определенных обстоятельствах и ситуациях.
Композиция сама по себе вне контекста художественного произведения не имеет ценности. Она является значимой только для раскрытия сущности типичных характеров в типичных условиях.
Проблема композиции литературного произведения, находящаяся в тесной связи с проблемами построения сюжета, формировании образов, организации их отношений и связей, которые характеризуют жизненный процесс, являются объектом исследования литературоведения. несмотря на то, что в данной области имеются достижения, проблемы композиции, индивидуального авторского стиля изучены еще не в полной мере.
На протяжении длительного времени в истории эстетики обсуждался вопрос о том, к чему должен стремиться поэт – к изображению предметов в статике или динамике, то есть изображению событий и действий? Лессинг стремился выделить предмет, который был бы адекватным материалу поэзии. Он писал: «действия составляют предмет поэзии». И несмотря на то, что теоретик оговаривает опосредованное изображение «тел», в своем трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» он предостерегал от увлечения описаниями. Гомер в интерпретации Лессинга является всеобщим учителем, образцом для подражания. Он исключительно повествователь, который ничего помимо последовательных действий не изображает. Он рисует отдельные предметы только в меру их участия в действии, причем как правило не более, как одной чертой. Таким образом, из характеристики стиля древнегреческого поэта выпадают сравнения, которые явно тормозят целые картины, далеко выходящие за пределы образа, послужившего поводом для сравнения. Такие сравнения часто вводят пейзаж.
В этом случае сама постановка проблемы является чрезвычайно плодотворной.