Поэзия и проза – это основные типы организации художественной речи.
Отличие поэзии от прозы
Поэзия и проза являются основными типами организации художественной речи, которые внешне различаются в первую очередь строением ритма. Ритм поэтической художественной речи создается четким делением на соизмеримые отрезки, которые не совпадают с синтаксическим членением. Прозаическая речь расчленяется на периоды, абзацы, колоны и предложения, которые присущи и обычной речи, однако имеющие определенную упорядоченность. Однако ритм прозы является сложным, трудноуловимым явлением, и изучение его только начинается.
Поэзией первоначально называлось искусство слова вообще, так как в нем до Нового времени преобладали стихотворения и ритмико-интонационные формы, близкие к ней.
Прозой назывались все нехудожественные произведения:
- Научные;
- Философские;
- Информационные;
- Публицистические;
- Ораторские и т.д.
В отечественной литературе это определение преобладало в 18-начале 19 столетий и было распространено до начала 20 века. В некоторых случаях оно встречается и сейчас.
История развития поэзии
Поэзия как искусство слова в собственном смысле, то есть отграниченное от фольклора, вначале возникает в стихотворной форме. Стих был неотъемлемой формой основных жанров литературы античности, средневековья, Ренессанса и классицизма – трагедии, комедии, эпические поэмы. Вплоть до Нового времени – до момента возникновения художественной прозы была незаменимым, уникальным инструментом превращения слова в искусство. Присущая стиху необычная форма организации речи выявляла, утверждала, удостоверяла особую значимость, а также специфическую природу высказывания. Она словно свидетельствовала о том, чо это высказывание является не просто сообщением или теоретическим суждением, а неким самобытным словесным деянием. Гегель, изучая причины возникновения поэзии на примере надписи-двустишия, которое извещало о павших при Фермопилах греках, заметил, что это двустишие само стремиться проявиться как действие, а не является просто сообщением о каком-то действии, лежащем вне его. То есть двустишие не информирует о случившемся факте, а создает поэтический, художественный факт, шире – поэтический мир, где, к примеру, могут говорить даже мертвые:
«Странник, во Спарту пришедши, о нас возвести ты народу,
Что исполняя закон, здесь мы костьми полегли».
А стихотворная форма сразу сообщает о выведении художественного мира за рамки обыденной достоверности, за границы прозы в его исконном значении. Однако обращение к стиху не является само по себе гарантией художественности.
Необходимость стиха на начальных стадиях развития искусства слова была продиктована и тем что изначально оно существовало как исполнительское, звучащее, произносимое. Еще даже Гегель был твердо убежден, что все словесно-художественные произведения должны петься, произноситься, декламироваться. Это невозможно применить к современному роману, который существует и как книга, читаемая «про себя». Хоть в прозе и слышимы голоса героев и автора, слышимы они внутренним слухом читателя. Поэзия же, стих, с одной стороны себя выявляет только в устном бытии, с другой – лишь стих может всесторонне организовать звучащую материю речи, придать ей законченность, ритмическую завершенность, которые эстетка прошлого нераздельно связывала с красотой и совершенством.
В художественной словесности прошлых эпох стих играет роль и «заранее установленного ограничения», которая создает красоту слова и возвышенность.
Становление художественной прозы начинается в 18-начале 19 века. В эпоху преобладания прозы те причины, которые породили поэзию, теряют свое значение. Теперь искусство слова и без стиха может создавать по-настоящему художественный мир, а эстетика завершенности литературе нового времени, в сущности, чужда.
Однако поэзия в эпоху прозы не отмирает, но претерпевает достаточно глубокие изменения. Черты завершенности в ней резко ослабевают, а строгие строфические конструкции, такие как рондо, сонет, танка, газель, отходят на второй план. Происходит развитие более свободной формы ритма – тактовик, дольник, акцентный стих, постепенно в стих внедряются и разговорные интонации.
История развития прозы
Проза вплоть до Нового времени развивается на обочине искусства слова, оформляет полухудожественные, смешанные явления письменности (диалоги, исторические хроники, проповеди, мемуары, религиозные сочинения и т.д.) или так называемые «низкие» жанры (мимы, фарсы и другие виды сатиры).
Проза в собственном смысле, формирующаяся начиная с эпохи Возрождения, имеет принципиальные отличия от всех предшествующих явлений слова, которые тем или иным образом выпадают из системы стихотворчества. У истоков современной прозы стоит итальянская новелла Ренессанса, творчество Д. Дефо, М. Сервантеса. Современная проза отталкивается от стиха как суверенная, полноценная форма искусства слова.
Важно, что современная проза – явление письменное, между тем как ранние формы прозы исходили из устной речи и претендовали на звучащее исполнение, и это ставило их в один ряд с поэзией.
Изучение природы художественной прозы началось только в 19 веке и продолжилось в 20 в. Здесь еще очень многое проблематично. Например, понятие ритма прозы, которое несомненно, имеет более высокую степень организованности, нежели ритм речи нехудожественной. В исследованиях последних десятилетий обнаружено, что проза, не имея устойчивую количественную характеристику, обладает качественной определенностью. Ритм прозы, ускоряясь или замедляясь в зависимости от движения повествования, все-таки выдерживается в едином ключе.
В прозе слово имеет принципиально изобразительный характер, оно на себе самом сосредотачивает внимание на себе самом. В поэзии же, в лирической особенно, отвлечься от слов нельзя.
Проза преображает реальные объекты, как и поэзия, и создает свой художественный мир, однако делает это в первую очередь путем особого положения действий и предметов.
В прозе предметом изображения становится само слово, которое в принципе не совпадает с авторским, является «чужим».
Существуют и промежуточные формы между прозой и поэзией. Такой формой является стихотворение в прозе (у И. С. Тургенева, Ш. Бодлера). Оно по стилистическим, композиционным, тематическим признакам близко к поэзии, однако не является близким по метрическим признакам. Свободный стих, ритмическая проза к стиху близки именно по метрическим признакам.