Исповедь – это особый вид автобиографии, в котором представлена ретроспектива собственной жизни.
Трансформация взглядов Руссо
Основными художественными произведениями Ж.-Ж. Руссо являются:
- «Новая Элоиза»,
- «Исповедь»;
- «Мечтания любителя одиноких прогулок».
С одной стороны, эти произведения должны анализироваться в контексте антифеодальных взглядов писателя, с другой – с учетом особого положения Руссо среди идеологов Просвещения.
«Исповедь» - это синтез романа и биографии. Предметом исповеди является жизнь самого писателя, определенной личности, конкретного человека. В ней Руссо продумывает, проясняет, осмысляет, художественно обобщает свою историю, свой жизненный путь. Писатель в ней раскрывает черты, свойственные не только для героя романа, но и вообще для человека. таким образом, автобиография сближается с романом.
Главное отличие позиции Руссо, которая выражена в «Исповеди», от позиции автора «Новой Элоизы» состоит в том, что писатель в 1761 году еще питал иллюзии в отношении республиканского строя Швейцарии, считая, что за пределами абсолютистской Франции еще возможно существование гармонического общества. С 70-х годов он окончательно отказывается от этих иллюзий. Теперь Руссо утверждает, что разврат одинаков повсюду и нигде в Европе нет ни добродетели, ни нравственности.
С одной стороны, Руссо становится реалистичнее и трезвее, но с другой стороны, он склоняется к пессимизму, смотрит на все безрадостно, являясь тем самым предшественником романтиков – Сенанкура, Шатобриана, Нодье.
Реалистичность, трезвость Руссо наиболее полно раскрываются в I-IV книгах «Исповеди», а в VII-XII книгах проявляется его пессимизм.
В «Исповеди» Руссо продолжает оставаться верным пафосу независимости и свободы, плебейским принципам, пронизывающим его трактаты и роман «Новая Элоиза».
Мечтательность и меланхолия в «Исповеди» Руссо
Герой «Исповеди» ценит свое сердце за наличие в нем «закваски героизма и добродетели», внушенной ему Женевской республикой, родиной и Плутархом. Русо находит высокой и прекрасной возможность быть добродетельным и свободным, быть выше мнения окружающих, выше богатства. Он любит свободу и ненавидит подчинение, стесненность, нужду. Герой «Исповеди» ценить деньги в кошельке только лишь за то, что они обеспечивают ему независимость.
В «Исповеди» антидеспотические устремления писателя сочетаются с презрением к дворянской культуре, а ненависть героя к общественному кругу, в котором он вынужден жить, поддерживается постоянным ощущением бездны, которая отделяет его, как плебея, от аристократов.
Однако такие взгляды, оппозиционные по отношению к существующему строю, у героя произведения формируются не сразу. Он в первых книгах еще мечтает изменить свое положение, подняться по сословной лестнице выше, стать офицером или секретарем. Но постепенно он ощущает себя все более чужим этому строю, далеким от него, и в противовес жизни аристократического класса, ее напыщенности и изощренности выдвигает культ нерафинированного простого существования. Герой Руссо не довольствуется пропагандой строгих принципов добродетели и бедности, а пытается привести свое положение в соответствие с ним. Он отказывается от попыток разбогатеть и сделать карьеру.
При этом отрицание культуры господствующего класса, разрыв с ней в «Исповеди» идут рядом с растущим сочувствием к народу, крестьянству.
Герой произведения ставит моральные принципы выше всего и объясняет это тем, что в молодости, когда он главным образом вращался в кругу людей из народа, встречал больше добрых людей, а позже, когда он оказался в высоких кругах, стал их встречать гораздо реже. Герой объясняет это тем, что у народа чаще всего проявляются природные свойства, а в дворянах эти свойства заглушены, у них за видом чувств скрываются только тщеславие и расчет. По мнению Руссо, характер человека и его психику формирует реальная действительность. Поэтому в «Исповеди» он рассматривает человека как функцию среды, в которой тот находится. Герой «Исповеди», живя в отцовском доме, смел, у дяди – скромен, а поступив в учению к хозяину граверной мастерской о становится молчаливым, запуганным, угрюмым.
После встречи с госпожой де Варас к герою снова возвращается утраченный «жар».
Но Руссо, демонстрируя определенные качества человека как производные среды, вносит в это положение дополнения и поправки.
Человек в «Исповеди» представлен более многосторонним и сложным по сравнению с образом человека у Дидро и Прево. Характер по своим потенциям является безграничным. Природное ядро, которое рождается вместе с человеком не зависит от его жизненных обстоятельств, вмещает в себя не только устоявшиеся особенности, но и те черты, которые проявляются в вспыхивающих внезапно эмоциях, возникающих мыслях, которые нередко идут вразрез с установившимся характером. А объективные обстоятельства – это только повод к возникновению этих эмоций и мыслей, в то время как основа лежит в доминанте характера.
Таким образом, Руссо, выделив в характере первоначальное ядро, пролагает путь к психологическому роману 19 века.
В «Исповеди» интерес к объективной действительности и другим людям совмещается с сосредоточенностью писателя на внутреннем мире своего героя. Этим объясняется то, почему герой забывает свои несчастья, но забыть добрые чувства и ошибки он е в силах. Он может изменить последовательность фактов или пропустить их, но ошибаться в своих чувствах и в том, как эти чувства заставили поступить, он не способен. Поэтому в «Исповеди» воспоминание, сознание имеет преимущественное значение, оттесняя восприятие и ощущение на задний план.
Поэтизация одиночества в романе «Исповедь»
В первые пятьдесят лет жизни героя судьба покровительствует его склонностям, но затем она идет им наперекор. Между склонностями героя и его положением возникает противоречие. Герой VII-XII книг оказывается жертвой предательства, вероломства, несчастий. Он подвергается травле, в него бросают камнями, крадут его письма, сочинения угрожают жизни. Герой произведения становится отщепенцем, остается один, без средств к существованию, больной, старый, истерзанный житейскими неурядицами, уставший от бесконечных тревог. Теперь внешний мир кажется герою враждебным. Он ощущает себя одиноким, против него обращен весь мир.
Прославление одиночества в романе Руссо сочетается с отказом от мечты о прекрасном будущем всех людей. Теперь на месте мечтаний о всеобщем благе оказывается мысль об обособленном счастье. Герой отстраняется от других, но о себе он не забывает. Если раньше одинокие прогулки ему казались скучными и нелепыми, то теперь он приходит от них в восхищение.