Художественный образ — это категория художественного творчества, форма освоения и истолкования мира посредством создания эстетически воздействующих объектов.
Стык (анадиплосис) и параллелизм
Повтор – один из способов подчеркнуть значение важного образа или мысли. В распоряжении авторов художественных произведений есть несколько видов стилистических фигур прибавления, одной из которых является анадиплосис.
Анадиплосис (стык) – это фигура речи, представляющая собой повторение последнего слова либо выражения одного отрезка речи (стиха, предложения и т. д.) в начале либо середине другого.
Отдельные фрагменты речи с помощью стыка соединяются в единый образ. Этим приемом часто пользовался К. Бальмонт (например, в стихотворении «Как ночь» поэт повторяет сравнение «как ночь» в конце одного и середине следующего предложения», тем самым указывая на связь между женской натурой и таинственной ночью).
А. В. Кольцов передает с помощью анадиплосиса мрачную картину непогоды: «Дуют ветры, / Ветры буйные, / Ходят тучи, / Тучи темные».
Стык используется и в тех случаях, когда необходимо акцентировать внимание читателя на определенном важном образе.
Анадиплосис часто встречается в религиозных текстах.
Авторы публицистических и философских текстов используют анадиплосис для привлечения внимания к определенному слову или образу.
Таким образом, удачно использованный анадиплосис придает художественной речи эффектность, способствует созданию эффекта взаимосвязанности и непрерывности
Термин «параллелизм» пришел к нам из греческого языка. В переводе с греческого «parallelos» означает «идущий рядом».
Параллелизм – это риторическая фигура, которая предполагает тождественность или совпадение речевых конструкций двух и более близких отрезков речи.
Параллелизм подчеркивает связь между явлениями или предметами, соединяет их в один поэтический образ. Автор с помощью параллелизма может акцентировать внимание читателя на определенном образе, а также придавать речи большую экспрессивность и убедительность.
Параллельными элементами могут быть как отдельные слова, так и словосочетания и предложения.
Выделяют следующие виды параллелизма:
- Синтаксический. Этот тип параллелизма наиболее распространенный. Он предусматривает одинаковую структуру предложений (например, «в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут» («Сказка о царе Салтане»). Данный тип параллелизма часто сочетается с фигурами прибавления (эпифора, анафора).
- Тематический (образный), основанный на сопоставлении двух явлений, близких по содержанию.
- Строфический. Этот тип параллелизма заключается в одинаковом лексическом или синтаксическом построении в смежных строфах («Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»).
- Отрицательный – один из элементов содержит отрицательную частицу «не» («То не чудо сверкает над нами, / То не полюса блеск огневой»). Такой прием особенно характерен для народной поэзии.
- Ритмический – повторение ритмического рисунка произведения: ударения, паузы в соседних отрезках речи располагаются сходным образом.
Параллелизм в художественной литературе используется с разными целями. Он способствует созданию целостного образа или помогает подчеркнуть различия. Параллелизм используется для усиления экспрессивности, поэтому часто применяется в разговорной речи.
Хиазм
Хиазм – это риторическая фигура, основанная на крестообразном изменении порядка членов предложения в двух параллельных отрезках речи. Например, в выражении «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» элементы первой части предложения меняют свой порядок на противоположный во второй части.
Хиазм – это разновидность параллелизма. Выделяют три типа хиазма:
- синтаксический, который заключается в структурной симметрии частей предложения («в жаркое лето и в зиму метельную»);
- семантически осложненный. В таком хиазме кроме перестановки элементов конструкции еще содержится лексический повтор. Элементы, кроме того, могут обмениваться синтаксическими функциями (например, «И он празднует рождение дня, как другие празднуют день рождения.» - здесь использованы одни и те же слова, но значения этих слов различны);
- хиастический каламбур. Кроме указанных выше особенностей он отличается еще и изменением значения слов, составляющих его (например, «борщ пересолила – с солью переборщила»).
К хиазму часто в своей лирике прибегал А.А. Блок. Он использовал эту фигуру речи для подчеркивания контраста между образами и для придания строкам драматизма.
Хиазм используется не только в поэтической речи, но и в прозе. Много примеров использования хиазма в религиозной литературе. На хиазме построены многие русские пословицы и поговорки.
Эллипсис
Эллипсис – это стилистическая фигура, заключающаяся в преднамеренном пропуске слов или фактов, которые подразумеваются из контекста.
Эллипсис – это умышленное сокращение фразы. С помощью этой поэтической фигуры автор заставляет читателя домыслить умышленно пропущенное им слово или оборот. Тем самым писатель вовлекает читателя в творческий процесс. Это создает эффект участия и сопереживания.
С помощью эллипсиса в поэзии или прозе передается интонация живой речи, образность и выразительность.
Эллипсис используется в сценической, ораторской речи, в публицистике, в разговорной речи.
«Умолчание» бывает нескольких видов:
- Косвенное. Такой тип эллипсиса встречается, когда разговор ведется вокруг предмета, но сам предмет не называется. Часто этот прием используется в драматических произведениях.
- Ситуативное. Здесь эллипсис является не просто выпадением слова или фразы, а его компенсацией невербальными средствами общения – междометиями, возгласами, жестами.
- Психологическое. Умолчание здесь расценивается как недомолвка, намек, секрет. Психологический аспект эллипсиса заключается в том, что двое или несколько близких людей могут говорить друг с другом полуфразами, при этом будут хорошо понимать друг друга благодаря своей духовной близости.