Риторика – это филологическая дисциплина, которая изучает искусство речи, ораторское искусство, правила построения художественной речи.
Понятие и виды градации
Градация – одно из художественных средств, помогающих в создании образной речи.
Градация – это стилистическая фигура, заключающаяся в нарастании (реже - убывании) смысловой значимости слов или выражений.
Градация – это фигура поэтической речи, в которой используются синтаксические повторы, а также такое расположение слов, при котором происходит нарастание либо убывание значимости предшествующего слова.
Различают восходящую градацию – климакс и нисходящую – антиклимакс.
Писатели чаще используют первый тип градации – климакс.
Ярким примером восходящей градации являются строки из «Сказки о рыбаке и рыбке»: «Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой…». Здесь видно нарастание значимости слов. Крестьянка хочет сначала быть дворянкой, затем царицей, а потом владычицей морской.
Усиление выразительности, повышение экспрессивности с помощью восходящей градации можно наблюдать в строках из произведения А. П. Чехова: «Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить».
Антиклимакс в художественной литературе менее распространен. Например, нисходящая градация, выражающаяся в ослаблении концентрации изобразительных средств, встречается у Маяковского: «взорвали, взрыли, смыли, смели».
Градация делает восприятие художественной речи многоплановым, помогает читателю глубже вникнуть в смысл высказывания и рождает богатые образные ассоциации.
Бессоюзие и многосоюзие
Среди приемов, влияющих на выразительность художественной речи, особое место занимает асиндетон – бессоюзие. Бессоюзие относится к фигурам убавления, которые основываются на опущении элемента речи. В случае с асиндетоном речь идет о многократном пропуске союзов, которые в тексте подразумеваются, но не используются.
Асиндетон – фигура, противоположная полисиндетону (многосоюзию).
Бессоюзие выполняет ряд важных функций. Текст, благодаря тому, что в одном отрезке речи оказывается несколько образов, приобретает насыщенность и динамичность. В сознании читателя складывается цельная картина, богатая красками и деталями. Ярким примером реализации этой функции бессоюзия является отрывок описания бала в «Евгении Онегине».
Бессоюзие ускоряет темп повествования, превращает произведение в поток образов.
Способность бессоюзия придавать речи настойчивый тон и весомость использовал в трагедии «Отелло» У. Шекспир.
Многие авторы используют бессоюзие для усиления выразительности своих произведений. Бессоюзие способствует эффекту стремительной смены декораций в стихотворении Веры Полозковой «Тринадцать строф».
С помощью бессоюзия разнородные предметы становятся элементами единого образа.
Бессоюзие часто используется в ораторской речи, а также в повседневной жизни.
Многосоюзие – полисиндетон – еще одно средство, позволяющее усилить выразительность речи.
Многосоюзие – это стилистическая фигура прибавления. Этот прием основывается на намеренном повторении союзов в параллельных отрезках речи. Могут использоваться и сочинительные союзы («да», «и», «но», «или»), и подчинительные («когда», «что», «как», «кто»), но чаще всего встречается многосоюзие на основе союза «и».
Главная функция полисиндетона – усилительно-выделительная. Многочисленные повторы слова в отрезке текста привлекают внимание читателя, заставляя его остановиться на нем, задуматься над образами, содержащимися в нем.
Кроме этой функции полисиндетона, выделяют еще несколько:
- изобразительная. Автор, объединяя с помощью полисиндетона несколько деталей (часто разнородных), создает целостную картину;
- усиление чувств, эмоций. Многосоюзие позволяет увеличить интенсивность изображаемого состояния, эмоции и т. д., показать все многообразие переживаний;
- усиление определенных ощущений, тональностей. С помощью полисиндетона автор формирует у читателя цельное впечатление о предметах, событиях и явлениях, их единстве и различиях, последовательности, одновременности, интенсивности, динамичности;
- текстообразующая функция, выражающаяся в имитации повествовательной манеры речи;
- характерологическая. Полисиндетон используется для имитации разговорной речи, текст благодаря этому становится более живым и правдоподобным.
Риторический вопрос
Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа.
Риторический вопрос используется с целью увеличения значимости высказывания, для того, чтобы сделать его экспрессивнее.
Парадоксально, что риторический вопрос – повествовательное либо побудительное предложение. Вопросительная форма сохраняется, но это не обязательно (например, «Как не любить этот город!»). Перед читателем, фактически, стоит вопрос, но выражается он в побудительной форме. А ответ на вопрос содержится в самом предложении, не требует от собеседника реакции.
Несмотря на то, что в русском языке строго определенных рамок использования риторического вопроса нет, считается, что он используется в следующих случаях:
Риторические вопросы могут быть побудительными, вопросительно-риторическими, отрицательными, утвердительными.
Побудительные риторические вопросы побуждают к совершению действия. Вопросительно-риторические добавляют к происходящим событиям эмоциональную оценку.
В отрицательных риторических вопросах, несмотря на название, не используется частица «не». Примером отрицательного риторического вопроса является фраза: «Можно ли было выполнить задание раньше?».
Утвердительные риторические вопросы сочетают в себе категоричность суждений и уверенность в своей правоте. Иногда такие вопросы граничат с надменностью, поэтому при использовании этого типа вопроса следует быть внимательнее.
На письме риторические вопросы не имеют особого обозначения. Но в речи они произносятся с вопросительной интонацией. Поэтому часто читателю или слушателю сложно догадаться, что перед ним не обычный вопрос, а фигура речи.