Романтизм – это направление в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 века, для которого характерны утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных характеров, одухотворенной природы.
Итальянский период творчества Дж. Байрона
С 1817 года начинается новый период творчества Байрона. Свои произведения поэт создает в обстановке нарастающего движения карбонариев за свободу Италии. Поэт сам являлся участником этого движения.
Итальянский период творчества Дж. Байрона стал наиболее плодотворным. В этот период Байрон написал множество произведений:
- «Оды к Венеции»,
- «Белло»,
- «Дон-Жуан»,
- «Жалобы Тассо»,
- «Пророчества Данте»,
- Стихотворная повесть «Остров» и т.д.
Этот период был периодом сознательных поисков, целью которых было окончательное решение вопроса о назначении поэта в современном мире. Героям Байрона свойственны душевное величие, внутренняя сложность, самоотверженность.
Разнообразие творчества английского поэта отражает его стремление к идеалу мыслителей прошлого, прекрасному и гармоничному. Однако действительность, в которой поэт жил, не могла быть почвой для поиска идеала ни в искусстве, ни в жизни. Ощущение неосуществленного поиска стало причиной дисгармонии в миропонимании поэта и в противоречиях мотивов его творчества.
В этот период Байрон завершил работу над поэмой «Паломничество Чайльд-Гарольда», начатую в 1809 году. Это произведение по жанровым особенностям является лиро-эпической поэмой, написанной в форме поэтического путевого дневника.
Образ Чайльд-Гарольда
В «Паломничестве Чайльд-Гарольда» появляется новый герой романтической литературы. Героем поэмы является Чайльд-Гарольд – мечтатель, который порывает с лицемерным обществом, герой, постоянно рефлексирующий и подвергающий анализу свои чувства и переживания. Тема духовных исканий, поднятая Байроном в своей поэме, становится одной из ведущих тем литературы 19 века.
Чайльд-Гарольд одержим желанием бежать от привычного уклада жизни. Герой поэмы разочарован жизнью. Чайльд-Гарольд отправляется в далекие страны. Все внимание героя занято переживаниями, которые вызваны разрывом с обществом. Чайльд-Гарольд только созерцает то, что открывается перед ним во время странствий. Тоска героя не имеет конкретного повода. Скорее, это его мироощущение. Герой поэмы Байрона не борется, а только лишь присматривается к современному миру, пытается осмыслить его состояние.
Сюжетное движение произведения связано со странствиями Чайльд-Гарольда, а также с развитием взглядов и чувств как героя поэмы, так и автора. Исследователи отмечают, что некоторые черты образа героя близки автору, например:
- Биографические факты;
- Бегство от высшего света;
- Чувство тоски;
- Одиночество;
- Протест против лицемерия общества;
- Непримиримость с недостатками общества.
Но при этом очевидна и разница между личностью героя поэмы и автором. Байрон отрицал сходство между собой и своим героем. Поэт иронически относился к образу разочарованного скитальца, наблюдающего за тем, что видит во время путешествий, к извращенности нравственных чувств и ума пассивной личности.
Тема народного восстания в поэме
Произведение проникнуто гражданским пафосом, вызванным обращением к событиям современности. Значительную роль в поэме играет тема народного восстания. Байрон приветствует освободительное движение народов Греции и Испании. В поэме появляются образы простых людей. Они хоть и эпизодические, но при этом впечатляющие. Например, Байрон создает героический образ испанки, которая принимает участие в защите Сарагосы.
Саркастические стихи сменяют стихи героического содержания. В саркастических строках Байрон обличает британскую политику в Греции и на Пиренейском полуострове, когда Британия, вместо помощи народу в освободительной борьбе занимается ограблением, вывозя из страны национальные ценности.
Героическая тема произведения связана с образом восставшего народа, изображением борьбы греческих и испанских патриотов. Поэт чувствует, что в народе еще живы свободолюбивые стремления. Но главным героем произведения не является народ. Чайльд-Гарольд, далекий от народа, тоже не становится героической фигурой. В поэме эпическое содержание народной освободительной борьбы преимущественно раскрывается через эмоциональное отношение автора. Движение от лирической темы героя, страдающего от одиночества, к эпической теме борьбы народа за освобождение дается автором как смена эмоциональных сфер героя и поэта. Между лирическим началом поэмы и эпическим не происходит синтеза.
Поэму можно назвать политической из-за обращения Байрона к значительным фактам своего времени. Главной идеей произведения является апофеоз народного возмущения против тирании, а также закономерность революционного выступления народа. Через все произведение проходит образ времени, который связан с идеей справедливого и неизбежного возмездия.
Образ героя в третьей и четвертой песнях постепенно вытесняется образом автора. Байрон высказывает мысль об одном из ключевых событий эпохи – Французской буржуазной революции, о Вольтере и Руссо.
В четвертой песне поэт пишет о судьбе, истории, культуре Италии, о страданиях итальянского народа. Он выражает мысль о необходимости борьбы за его свободу. И здесь же Байрон создает образ «дерева свободы», являющегося метафорическим. Байрон выражает веру в то, что в будущем торжество свободы неизбежно.
Однако поэт не склоняется перед роком. Байрон верит в возможность человека противостоять судьбе. Поэт является сторонником активного отношения человека к жизни, о чем свидетельствуют его призывы к борьбе за свободу народа и личности.
«Паломничество Чайльд-Гарольда» возвеличивает бунтарство и героизм человека, вступающего в борьбу с враждебными силами. Байрон осознает и трагизм этой борьбы, так как рок сильнее человека. Однако он считает, что именно в героическом противоборстве заключается сущность человеческой личности.