Персонаж литературного произведения – главное действующее лицо произведения.
В центре любого литературного произведения, как правило, - персонажи, образы людей или их подобий. Сам термин персонаж произошел от латинского «persona», при помощи которого древние римляне обозначали маску, которую надевал актер перед выходом на сцену. Впоследствии семантическая структура термина расширилась, слово стало использоваться для номинации лиц, изображенных в художественных произведениях. Сегодня термин выступает синонимичным понятиям литературного героя, действующего лица.
Персонаж может быть как вымышленным, так и результатом домысливания облика реальной личности В художественных текстах персонажи вступают во взаимодействие друг с другом, соотносятся друг с другом, с автором и читателем, образуя своего рода систему, которая является важнейшим композиционным моментом произведения, его смысловым центром.
Персонаж – всегда и неизменно плод авторской фантазии. Даже если в центре внимания - реальная историческая личность, в произведении отображается восприятие автором этой личности, соответственно, персонаж всегда дуалистичен.
Персонаж и литературный герой
Как уже отмечалось, в современном литературоведении достаточно часто термины «персонаж» и «литературный герой» используются как синонимичные. Следует отметить, что хоть указанные категории и близки, они все же не тождественны:
- Термин «герой» охватывает далеко не всю систему персонажей, он относится только к центральным персонажам, главным лицам, которые занимают особое, доминирующее положение в иерархии образов, выделяются индивидуальной обособленностью и полнотой изображения характера. В качестве примеров безусловных героев можно привести Гамлета.
- Термин «персонаж» относится абсолютно ко всем действующим лицам, охватывает всю систему персонажей. Важно добавить, что второстепенные герои достаточно часто также важны для понимания сущности произведения, как и главные герои, занимают такое же важное место, как и главные герои.
В отличие от персонажа, герой действенен, он всегда совершает поступки, причем, эти поступки могут вызывать различные эмоции, различные оценки автора и читателя, однако именно эти поступки формируют основу сюжетной линии, смысловую доминанту произведения в целом.
Историческое развитие персонажей в литературных произведениях
В историческом плане зарождение персонажей относится к началу зарождения национальной литературы в целом – к XI столетию, когда в литературных произведениях появились первые литературные герои, персонажи. Однако вплоть до петровских времен персонажи изображались исключительно в «поступках», в действиях. Более того, зачастую поступки и действия были мотивированы внешними изменениями, внешними факторами, были предопределены заранее, детерминированы теми или иными обстоятельствами. С литературных героев и персонажей, по сути, была снята ответственность за поступки. Акцент был смещена на результат действий.
Открытие внутреннего мира человека произошло именно в петровскую эпоху, в начале XVIII века, и стало эпохальным событием в истории развития русской художественной мысли. В это время начинает формироваться «лишний человек» как тип национальных литературных персонажей русской литературы.
Заложенная литературная традиция оказывала влияние на литературные произведения вплоть до прошлого столетия, когда в многочисленных русских литературных произведениях поднимались вопросы «лишних людей».
За столетия развития русской литературы были созданы многочисленные «лишние люди», в качестве важнейших характеристик которых можно назвать следующие:
- Уровень образования, который чаще всего связан с европейской культурой. Более того, именно это образование обусловливает «лишность» человека: «науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо быть только ловким. Тогда мне стало скучно...». Невозможность найти себе применение находит свое отражение в страсти к путешествиям, которые часто связаны с поисками смерти (Печорин, герои Тургенева);
- Интертекстуальность: лишние герои ассоциируют себя с теми или иными литературными персонажами;
- Лишние люди в обязательном порядке проходят «испытание любовью» (Онегин, Печорин, Обломов). В данном аспекте национальный литературный герой восходит к пратипу романтического героя;
- Утрата основных ценностей, восприятие любви как фатума, сложные отношения с Богом, часто отсутствие веры или состояние на грани разрушения веры, гордость, загадочность;
- Герой обладает даром красноречия. Слово является его главным оружием, у него появляются слушатели.
Всех «лишних людей» русской литературы достаточно сложно оценить однозначно, их образы противоречивы, поступки вызывают одновременно и осуждение, и понимание.
В начале прошлого столетия национальный тип литературных персонажей стал подвергаться редкой критике. В частности, Н. Бердяев подчеркивал, что до начала прошлого столетия русская литература персонифицировала действия, отображала строй мысли, которые вели Россию к гибели.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что персонаж литературного произведения – действующее лицо. Персонажи могут быть главными или второстепенными, причем, второстепенные могут играть не менее значимую роль для понимания смыслового единства произведения, чем главные. Все персонажи литературных произведений национальны, создаются в рамках национальной литературы, отражая особенности национального мировосприятия, миропонимания. В частности, для русской литературы типичным персонажем является «лишний человек», проблемы которого в той или иной степени интересовали большинство выдающихся отечественных мыслителей и писателей.