Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Персонаж и его ценностная ориентация

Персонаж – это вид художественного образа, субъект переживания, действия или высказывания в произведении.

Понятие персонажа

Существует несколько форм присутствия человека в художественных произведениях:

Термин «персонаж» имеет латинское происхождение. В Древнем Риме словом «персона» называли маску, которую надевал актер. Позже этим словом стали обозначать лицо, изображенное в художественном произведении. Синонимичными этому термину являются понятия «действующее лицо» и «литературный герой». Однако они несут в себе дополнительные значения: понятие «действующее лицо» подчеркивает факт, что персонаж проявляет себя в совершении поступков, а слово «герой» подчеркивает исключительность, яркость, позитивную роль, необычность изображаемого человека.

Под персонажем понимается:

  • Плод вымысла писателя (например, Гулливер у Дж.Свифта);
  • Результат домысливания образа реального человека – будь это историческая личности, человек, биографически близкий к автору или сам автор;
  • Итог обработки и достраивания известных литературных героев (например, Фауст, Дон Жуан).

Наряду с литературными персонажами как человеческими индивидуальностями часто значимыми оказываются коллективные, групповые персонажи (например, толпа в некоторых сценах трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»).

Природа персонажа двойственна:

  • Во-первых, он является субъектом изображаемого в произведении действия, стимулом разворачивания составляющих сюжет событий. С этой стороны подходит к персонажной сфере В. Я. Пропп в своей знаменитой работе «Морфология сказки». Ученый говорит о сказочных героях как о носителях определенных функций и подчеркивает, что лица, изображаемые в сказках, прежде сего значимы как факторы движения событийных рядов. Как действующее лицо персонаж часто обозначается термином актант.
  • Во-вторых, в составе произведения персонаж имеет самостоятельную, независимую от событийного ряда, значимость. Он является носителем стабильных и устойчивых черт, свойств, качеств.
«Персонаж и его ценностная ориентация» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ценностная ориентация персонажа

Персонажи характеризуются с помощью поступков, совершаемых ими, а также норм общения и поведения, так как значимым является не только, что человек совершает, но и то, как при этом он себя ведет, близкого окружения и черт наружности, чувств, намерений, мыслей. Все эти проявления человека в литературном произведении, как и в жизни, имеют своего рода центр, который М. М. Бахтин назвал ядром личности, а А. А. Ухтомский – доминантой, определяемой отправными интуициями человека.

Замечание 1

Для обозначения поведения и устойчивого стержня сознания людей широко применяется такое словосочетание, как ценностная ориентация.

Как писал А. Фомм, не существует такой культуры, которая может обойтись без системы ценностных ориентаций. Такие ориентации, подчеркивает ученый, есть у каждого индивидуума.

Ценностные ориентации также можно назвать жизненными позициями. Они чрезвычайно многоплановы и разнородны. Поведение людей и их сознание могут быть направлены на религиозно-нравственные, собственно познавательные, моральные, эстетические ценности. Они связаны с телесной жизнью, со сферой инстинктов, с удовлетворением физических потребностей, стремлением к авторитету, славе, власти.

Ориентации и позиции реальных и вымышленных лиц часто имеют облик жизненных программ и идей. Такими являются «герои-идеологи» в романтической и послеромантической литературе. Однако часто ценностные ориентации бывают и интуитивными, внерациональными, непосредственными, обусловленными самой натурой людей и традицией, в которой они укоренены.

Литературные герои разных стран и эпох многообразны. Вместе с этим в персонажной сфере ясно видна повторяемость, которая связана с жанровой принадлежностью произведения и с ценностными ориентациями действующих лиц. Есть своего рода «сверхтипы» - интернациональные и надэпохальные. Таких сверхтипов не очень много. М. М. Бахтин и Е. М. Мелетинский отмечали, что на протяжении столетий и даже тысячелетий в художественной словесности доминирующим был человек авантюрно-героический, твердо верящий в свою инициативу, в свои силы, способность добиться цели. Такой человек проявляется свою сущность в приключениях, в активных поисках, свершениях и решительной борьбе, он живет представлением о собственной неуязвимости, исключительности и своей особой миссии.

Меткие и емкие формулы ценностных ориентаций таких героев можно найти в ряде литературных произведений.

Персонажи, которые относятся в авантюрно-героическому сверхтипу, стремятся к славе, хотят быть любимыми и склонны принимать активное участие в смене жизненных положений, бороться, побеждать, достигать. Авантюрно-героический персонаж – это избранниц или самозванец, сила и энергия которого реализуются в его стремлении к достижению каких-то внешних целей.

Сфера таких целей достаточно обширна – от служения обществу, народу, человечеству до самоутверждения, связанного с обманом, хитрыми проделками и даже злодействами и преступлениями.

Совсем другой сверхтип, полярный к авантюрно-героическому, явлен в средневековых житиях и произведениях, прямо или косвенно наследующих житийную традицию. Такой сверхтип называют житийно-идиллическим.

Персонажи этого типа не причастны к борьбе за успех. Они живут в реальности, которая свободна от поляризации удач и неудач, побед и поражений, а в период испытаний они способны к проявлению стойкости, уйдя от тупиков отчаяния. Персонажи этого рода, даже будучи склонными к умственной рефлексии, продолжают жить в мире непререкаемых истин и аксиом, а не неразрешимых проблем и глубинных сомнений. Духовные колебания в их жизни или кратковременным, или вовсе отсутствуют.

Для них характерны твердые установки поведения и сознания – верность нравственным устоям. Такие персонажи открыты окружающим, способны быть доброжелательными к другим, любить и готовы к роли «деятелей связи и общения».

Житийно-идиллический сверхтип широко представлен в отечественной классической литературе 19-20 веков.

Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot