Характер – это один из основных элементов эпического произведения, определяющий развитие сюжета и тему. В характере сосредоточена главная проблематика произведения.
Понятие характера
Характер - это элемент произведения, который сосредотачивает в себе психологическое содержание текста.
Под характером понимаются общественно значимые черты, которые проявляются с достаточной отчетливостью в умонастроении и поведении людей.
Высшей степенью характерности является тип.
Писатель, создавая литературного персонажа, обычно наделяет его каким-либо характером. Он может быть:
- многосторонним либо односторонним;
- статичным или развивающимся;
- противоречивым или цельным;
- вызывать презрение или уважение и т.д.
Персонаж и характер – это не тождественные понятия, что отметил еще Аристотель, который писал, что действующее лицо будет обладать характером, если в действии или речи обнаружит какое-либо направление воли. В ориентированной на воплощение характеров литературе характеры составляют главное содержание – предмет рефлексии, споров критиков и читателей (например, Катерина Кабанова в оценке Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, Базаров в интерпретации Д. И. Писарева, М. А. Антоновича, Н. Н. Страхова и т. д.). Критики в одном персонаже видят разные характеры.
Таким образом, с одной стороны персонаж предстает как характер, а с другой стороны – как художественный образ, который воплощает этот характер с той или иной степенью эстетического совершенства.
Подсчитать персонажей в произведении проще, чем определить их характеры, хоть первая процедура и не такая и простая – среди действующих лиц могут быть групповые, собирательные, внесценические, фантомные и т.д. Однако уяснение характеров, а также соответствующая их группировка уже является актом не описания текста, а его интерпретации. Например, в рассказе Чехова «Толстый и тонкий» персонажей четыре, но характеров только два.
Как правило, количество персонажей и характеров не совпадает, персонажей в произведении гораздо больше. Есть лица, которые не имеют характера, выполняют роль некой сюжетной пружины, не более того (например, подруга главной героини произведения Карамзина «Бедная Лиза»). Есть разные вариации одного характера – Бобчинский и Добчинский в гоголевском «Ревизоре», княжны Тугоуховские в «Горе от ума», Глафира и Беркутов, которая является контрастной парой по отношение к Лыняеву и Купавиной в «Волках и овцах» Островского.
Персонаж как тип или характер – с одной стороны, и как художественный образ - с другой стороны, различаются критериями оценки. Персонажи как образы, в отличие от типов и характеров, прежде всего оцениваются с эстетической точки зрения, то есть в зависимости от того, насколько полно и ярко выражается творческая концепция.
Белинский внутреннюю индивидуализацию, то есть типичность, характерность героев, считал чрезвычайно важным испытанием таланта.
В литературоведении существует еще один путь изучения действующего лица – исключительно как участника сюжета. Применимо к архаичным фольклорным жанрам, в частности, к волшебной сказке, этот подход в определенной степени мотивируется материалом – как таковых, характеров еще нет либо они имеют менее важное значение, нежели действие. В трагедии Аристотель главным считал действие, фабулу. Он писал, что фабула – это основа, душа трагедии, а за ней идут характеры, так как трагедия – это подражание действию, и поэтому особенно действующим лицам. Но у греческого философа характеры входят в состав трагедии. Ученик Аристотеля Феофраст написал цикл очерков под названием «Характеры», в которых он представил тридцать комических типов.
Персонаж - характер
В отличие от персонажа, характер – это самоопределяющееся лицо, которое выбирает собственную роль и в целом в жизни, и в качестве участника какого-либо отдельного события.
Это самоопределение всегда связано с системой ценностей, признаваемой персонажем и не зависит от того, входит оно в сюжет произведения в качестве события либо включено в предысторию. Поэтому оно представляет собой не просто стереотип поведения, в осознанную жизненную позицию, в какой-либо степени соотнесенную с ним.
В таком случае следует заметить, что любой характер является персонажем, но не всякий персонаж является характером.
Образ-характер основывается на нетождественности «внешнего» и «внутреннего». И то, и другое могут быть неопределенными – текучими и определенными – твердыми. Иногда «твердость» и единство внутри, а поведение – внешние, не до конца управляемые изменчивость и многообразие (например, характеры у Лермонтова и Пушкина). И наоборот, возможна стереотипность только поведения. В этом случае ей будет противопоставлена текучесть и внутренняя дробность (например, многие персонажи произведений Л. Н. Толстого). однако в обоих случаях подобный образ соотносится с сюжетом, чем образ-персонаж. Во-первых, характер может быть связан с такой формой основной сюжетной ситуации, когда всеобщие силы действия мыслятся в сфере душевной и духовной жизни, а не внешних отношений и связей.
Во-вторых, для драмы характер ограничен, так как в этом роде литературы противостоят друг другу не всеобщие силы действия сами по себе, а этические позиции (пафосы), которые осуществляются судьбой и поступком героев. В связи с этим характеры свойственны криминальной литературе и авантюрно-историческому роману. Здесь основу действия составляет не столько ситуация, сколько конфликт, то есть столкновение позиций, где возможна победа одной из сторон. Отсюда и заметная театрализация и драматизация таких жанров.
В перечисленных разновидностях романа основная сюжетная функция персонажа-характера – это утверждение собственной позиции, то в классическом романе определить ее сложнее ввиду различия сюжетов испытания и становления.