Средневековая литература – это литература периода в истории европейской литературы, начинающегося в период заката поздней античности и заканчивающегося в 15 веке.
Утверждение христианства. Особенности средневековой литературы
Вначале христианизация народов Европы носила формальный, поверхностный характер и сводилась к официальному исповеданию главных догм и соблюдению основных обрядов. Но с течением времени христианское учение проникло в быт и моральное сознание народны масс.
Католическая церковь обладала огромной идеологической и политической силой и сумела подчинить себе мораль, философию, образование, право, искусство, литературу. Единый международный язык духовенства – латынь – являлся важным средством укрепления авторитета католической церкви. Латынь была объявлена священным языком.
Католическая церковь на протяжении всего раннего средневековья выдвигает идею теократии, то есть она притязает на высшее управление государством. Основу этой доктрины составляло рассуждение Августина (трактат «О граде божием»).
Католическая церковь оказала большое влияние на начальное развитие средневековой литературы. Жанры церковного происхождения:
- Жития святых,
- Духовные гимны,
- Легенды,
- Видения,
- Культовая драма.
Религиозные формы мышления нашли проявление и в литературных жанрах, далеких от церкви. Например, христианская символика есть в героическом эпосе, а концепция любви-поклонения произведений куртуазной литературы берет начало от религиозного культа девы Марии. В средние века была очень распространена аллегорическая поэзия, и она тоже несет на себе печать влияния церкви.
Жанры клерикальной литературы
Основными жанрами церковной литературы являются:
- Богослужебные жанры;
- Агиография;
- Проповедь;
- Летописный жанр;
- Литургическая драма.
К богослужебному жанру относятся молитвы, песнопения, литургическая поэзия, гимны. Именно здесь впервые появилась рифма. Активное развитие жанра связано с тем, что до 16 века не существовало церковных канонов. Каждая церковь по своему усмотрению украшала службу собственными вставками.
Агиография – жития святых. Это жанр назидательного чтения для людей верующих. Существует две разновидности агиографии: житие грешника-язычника, который узнал истину и преобразился (например, «Житие Марии Египетской») и житие христианина с рождения.
К житию грешника восходят корни авантюрного романа. Во втором виде жития описываются недетская серьезность, дар предвидения, первые подвиги смирения, отречение от мира, смерь, как правило, мученическая, а также чудеса после смерти. Начиная с 12 века стала распространятся развлекательная тенденция – появились рассказы о чудесах (например, «Чудеса девы Марии».
Параллельно с летописным жанром существовала несерьезная, смеховая литература (пародиа сакра). Такая литература создавалась низшими клириками и школярами. Часто такая литература санкционировалась самой церковью.
Литургическая драма – это сценки из Библии. Пришла на смену античной драме.
Периодизация литературы средневековья
Средневековье делится на следующие периоды:
- Раннее Средневековье (конец 5 – середина 11 веков);
- Классическое или высокое Средневековье (с середины 12 по конец 13 веков);
- Позднее Средневековье (с 14 по 15 века).
Началом средневековой культуры, и, следовательно, литературы, считаются 4-5 века н.э., когда после распада Римской империи первенство мировой истории получили новые варварские народы.
Зарождение и развитие средневековой литературы определяется взаимодействием следующих ключевых факторов: культурного воздействия античности (античность была единственным источником знаний и потому была необходима), традиций народного творчества, христианства.
Основными пластами средневековой литературы являются: героический эпос, к которому относится архаический эпос и поздний героический эпос, клерикальная литература, рыцарская литература, городская литература.
Клерикальная литература – это церковная литература, которая изначально создавалась на латыни, а затем и на национальных языках.
Рыцарская литература – это литература времен рыцарей и крестовых походов. К ней относятся рыцарская лирика и рыцарский роман.
В 12 веке зародился устный городской фольклор. Народные начала оказали на него большое влияние. На основе устного народного фольклора в 13 веке сформировалась городская письменная литература на народных, национальных языках.
В середине 12 веке появился жанр реалистической стихотворной новеллы (например, в Германии шванки – шуточные рассказы, во Франции – фаблио – басня). В этих небольших рассказах в сатирическом духе изображались представители феодального класса, обличалось корыстолюбие и распутство католического духовенства, а также восхвалялись ум, находчивость, практическая сметка и здравый смысл представителей простого народа.
Современные литературоведы и исследователи разделяют средневековую литературу на латинскую и литературу на народных языках (германских и романских). Между ними имеются фундаментальные различия. На протяжении долгого времени латинские литературные формы не имели соответствий в народных языках, и наоборот. В 12 веке латинская традиция постепенно утратила замкнутость и «модернизировалась», а народные языки обрели способность разрабатывать некоторые аспекты литературы на латыни. Однако это явление долгое время было маргинальным. Понятие литературы в современном смысле применимо только к латинским текстам средневековой эпохи.
Народные языки из школьной традиции заимствовали большое количество приемов, однако они использовались лишь от случая к случаю, в силу второстепенных возможностей и потребностей. Единственный пример жанра латинской литературы, который был усвоен наводным языком в первоначальном виде, является животная басня, которая своими корнями восходит к Эзопу. Современная теория не считает пастурель или фаблио латинскими образцами.