Параллельный роман – это художественное произведение, которое заимствует сюжет другой книги.
Сущность понятия «параллельный роман»
Параллельный роман – это произведение, которое развивает сюжет уже известного романа, фокусируясь на второстепенном персонаже и делая его главным героем.
Такие произведения могут иметь одинаковые временные рамки, одинаковую обстановку и даже персонажей.
Наиболее популярными параллельными романами являются:
- «Широкое Саргассово море» («Антуанетта») Джин Рис;
- «Злая: Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз» Грегори Магуайр;
- «Пенелопиада» Маргарет Этвуд.
Создание параллельных романов может иметь юридические последствия в том случае, если нарушаются авторские права создателя оригинального произведения.
«Пенелопиада» М. Этвуд
В 2005 году вышел в свет роман канадской писательницы-феминистки Маргарет Этвуд «Пенелопиада».
Это произведение – переосмысление древнего мифа. Исходный пункт художественного путешествия М, Этвуд вглубь веков – неканоническая трактовка мифа, которая основана на предположении о неверности Пенелопы. Эта трактовка разрушает традиционный образ верной жены Одиссея. М. Этвуд опирается на исследование британского ученого Р. Грейвса, который указывает на то, что в «Одиссее» можно найти намеки на небезупречное поведение царицы, обворожившей женихов и принимающей от них подарки. Более того, он считает, что Пенелопа оказывает предпочтение Амфиному из Дулихия. Повествование романа М. Этвуд вращается вокруг этой версии мифа, которую писательница намеренно принизила до злокозненной сплетни о Пенелопе.
С первой линией тесно переплетается втора – история двенадцати служанок, которых Одиссей повесил за несовершенное ими преступление – разврат с женихами и измену его дому. Связь служанок с женихами происходит с ведома Пенелопы, которая решила, что сможет быстрее одержать победу, имея в стане врага приближенных осведомительниц.
«Широкое Саргассово море»
Роман «Широкое Саргассово море» («Антуанетта») – это постколониальный роман Джин Рис, написанный в 1966 году. Это произведение стало самым успешным творением вест-индской писательницы.
«Антуанетта» - это приквел популярного произведения английской писательницы Ш. Бронте «Джейн Эйр».
Роман Джин Рис – это история Антуанетты Косуэй, первой жены мистера Рочестера, повествующая о ее несчастном браке и переезде в Англию.
Антуанетта – креолка, в ее жилах есть доля негритянской крови. Оказавшись в патриархальном английском обществе, она постепенно превращается в безумицу, живущую на чердаке Торнфилд-Холла.
В романе Джин Рис, как и во многих постколониальных произведениях, присутствует тема расового неравенства и суровых реалий ассимиляции. Повествование произведения начинается в 1834 году, после отмены рабства на Ямайке. Антуанетта, главная героиня романа, рассказывает историю своей жизни. Она повествует о своем детстве, о запланированном браке с англичанином. Нелюбовь мужа вскоре приводит героиню к потере рассудка.
Роман «Антуанетта» состоит из трех частей. Действие первой части происходит на Ямайке, в поместье Кулибри. Повествование ведется от лица героини. История о детстве Антуанетты включает ряд аспектов, таких как трагическая смерть брата с ограниченными возможностями, психическая неустойчивость матери.
Вторая часть начинается с рассказа о медовом месяце, который молодые супруги проводят в Доминике, в имении Гранбуа. Повествование во второй части ведется от лица обоих супругов. Наиболее вероятной причиной сумасшествия героини являются взаимные подозрения пары в измене, вызванные чередой слухов, распространяемых Даниелом Косуэем, темнокожим родственником Антуанетты. Кристофина, чернокожая няня Антуанетты, которая по какой-то причине невзлюбила Эдварда, усугубляет и без того сложную ситуацию. Такая нервная обстановка выводит из героиню из психического равновесия.
Третья часть – самая короткая. Повествование в этой части ведется от лица Антуанетты, которая теперь известна как Берта. Она живет в Торнфилд-Холле, английском доме своего мужа. В этой части прослеживаются отношения Антуанетты со служанкой Грейс Пул, которую наняли для ее охраны. Берта в припадке бреда решает покончить с собой, так как считает, что это ее судьба. Самым примечательным различием между романами «Джейн Эйр» и «Антуанетта» является то, что в «Антуанетте» Берта не некая полумифическая сумасшедшая креолка, которая отравляет жизнь своему благородному мужу, а настоящая живая женщина со своими надеждами, желаниями и страстями.
Характеры Антуанетты и Джейн Эйр на удивление очень похожи. Обе героини – живые, независимые, одаренные молодые девушки с тяжелым детством. Обе героини получили образование в религиозных учреждениях, обе испытали классовое неравенство, и обе вышли замуж за Эдварда Рочестера. Но Антуанетта капризнее и психически менее стабильна, чем Джейн, может быть потому, что она пережила еще более печальные события. Иногда Антуанетта мечтает о смерти, что показывает психическую неустойчивость героини. В отличие от открытой христианской веры Джейн Эйр, Антуанетта имеет весьма циничную точку зрения на религию и Бога.