Описание, повествование, характеристика – это особые речевые структуры, свойственные высказываниям субъектов (рассказчик, повествователь), осуществляющих посреднические функции.
Повествование
Повествование в узком смысле – это тип высказывания, в котором преобладает информативная функция.
Описание отличается от повествования изобразительной функцией. Предметом описания является часть художественного пространства, соотнесенная с определенным фоном (например, пейзаж может быть представлен на фоне сообщения информации в целом об этом пространстве, портрет предшествовать интерьер).
В художественном тексте под повествовательной точкой зрения понимается позиции нарратора относительно излагаемых событий. В нарратологии достаточно популярной является аналогия между ролью нарратора в литературном тексте и оператором в кинематографии, который может снимать с внешней точки зрения, при этом охватывая событийное пространство целиком, он может находиться в центре действия, используя ручную камеру или несколько камер и т.д. Повествование может вестись:
- От первого лица
- От третьего лица
- От второго лица
- От нескольких лиц.
В режиме повествования от первого лица в роли нарратора выступает рассказчик, который одновременно является персонажем и обозначает себя при помощи местоимения первого лица «я» (реже – «мы»). Такой тип рассказчика, как правило, обеспечивает возможность максимально эффективно выражать скрытые, недоступные внешнему наблюдателю чувства мысли рассказчика, открывает путь к различным формам рефлексии и самонаблюдения персонажа, что делает его близким к дневниковому письму. Часто в роли рассказчика выступает герой, мысли у чувства которого оказываются доступным читателю, но скрытыми от других действующих лиц.
Повествование от второго лица – самый редкий способ повествования в литературе. Это тип повествования, в котором рассказчик обращается к себе на «ты» и заставляет читателя тем самым почувствовать, что он – персонаж внутри истории. Часто повествование от второго лица объединяют с повествованием от первого лица. В этом случае рассказчик осуществляет эмоциональные сравнения между действиями, мыслями и чувствами «ты» и «я». Ярким примером этого способа является современная проза Д. Мак Инерни «Яркие огни, большой город».
Повествование от третьего лица обеспечивает автору максимальную гибкость, поэтому является наиболее распространенным. В этом типе повествования автор к каждому персонажу обращается на «он», «она», «они». рассказчик в этом случае является не вовлеченным существом, передающим историю, но при этом не являющимся персонажем внутри нее.
Характеристика
Характеристика – это образ-рассуждение, цель которого состоит в том, чтобы объяснить читателю характер персонажа.
Характер – это стереотип внутренней жизни человека, сложившийся и проявляющийся в его поведении – комплекс привычных реакций на разного рода обстоятельства, устоявшиеся отношений к другим и к себе.
Единство всех этих душевных проявлений как правило мотивируется определенной системой ценностей, этических и нравственных норм и ориентиров, чрез которую характер соотносится с обстоятельствам внешнего мира (социум, микросреда, эпоха и в целом мир). Из этого становится понятной связь характеристики с повествованием как с сообщениями об обстоятельствах – «вставными биографиями» и ли «предысториями»; и описанием – одной из возможных задач портрета является проникновение в сущность персонажа. Поэтому необходимо указать признаки, по которым форма характеристики выделяется в литературном тексте. В качестве таковых выступают сочетание черт анализа (в этом случае характер разлагается на элементы, его составляющие) и синтеза (рассуждение начинается и завершается обобщающим формулировками).
Условно говоря, такой тип высказывания может строиться как по «индуктивному», так и по «дедуктивному» методу.
Для характеристики установка на причисление персонажа к известному уже типу либо на открытие в нем нового типа инварианта. Характеристика, являющаяся в этом смысле таком художественной классификации, соотносится совсем спектром образов человека, созданных в произведении, и с едиными принципами отбора признаков и дифференциации на группы, воплощенными в этом многообразии. Это является отличием характеристики от внехудожественных словесных определений характера.
Описание
Описание – это тип текста, словесное изображение какого-либо предмета, явления, действия через представление его характерных признаков.
Описание является одним из функционально-смысловых типов речи наряду с характеристикой и повествованием. Цель описания заключается в том, чтобы наглядно продемонстрировать словесную картину, чтобы читатель мог представить себе предмет изображения.
От других типов текста описание отличается тем, что дает представление о предмете, явлении, действии, состоянии, лице перечислением их свойств и признаков. В художественной прозе, публицистике, поэзии, официально-деловой речи роль описания различается. В художественном произведении описание является одним из наиболее распространенных компонентов монологической речи писателя.
Выделяются следующие виды описания:
- Портрет – изображение внешности действующего лица (фигуры, одежды, лица, манеры поведения и т.д.);
- Динамический портрет – рисует выражение лица, мимику, жесты, состояния, позу, действия персонажа;
- Психологический портрет – описывает внутреннее состояние персонажа. Такое описание позволяет автору показать внутренний мир героя, его душевные переживания;
- Пейзаж – то описание природы как части реальной обстановки, где разворачиваются события;
- Интерьер – описание внутренней обстановки помещения;
- Изображение времени и места действия.
Для художественного описания характерным является широкое применение средств языковой выразительности – сравнений, эпитетов, метафор, олицетворений и т.д.