«Поколение 27 года» – это группа испанских писателей, музыкантов, художников, которая заявила о себе серией публичных выступлений в ходе чествования Л. Де Гонгоры в 1927 году.
История возникновения «Поколения 27 года»
В большей степени «Поколение 27 года» является поэтическим, так как в эту группу интеллектуалов входили в основном поэты. Но в ней так же состояли и музыканты, и художники, и кинематографисты, и архитекторы, объединившиеся вокруг испанского поэта эпохи барокко Л. Де Гонгоры.
Луис де Гонгора был основателем школы вычурного стиля «культизма» или «гонгоризма», для которого характерен нарочито усложненный поэтический язык, особая метафоричность, образная уплотненность. Первая формальная встреча группы состоялась в 1927 году в Севилье. Целью встречи было чествование незаслуженно забытого Л. Де Гонгоры. «Поколение 27 года» обратилось в Королевскую академию языка с призывом обратить внимание на дату, которая, по их мнению, имеет большое значение для культуры Испании. Однако ответ академии их разочаровал. Молодые интеллектуалы приняли решение чествовать поэта сами.
С 19 века и по сей день в Севилье существует творческое объединение поэтов и писателей «Ateneo de Sevilla».
Именно в Севилье и провели свое мероприятие настойчивые испанцы. Многие представители «Поколения 27 года» знали друг друга с начала 20-х годов. Они вместе учились в Мадриде, у них были общие цели: обновление современного языка и поэзии. В 1927 году они заявили о себе как о литературной группе. Ядром этой группы были Ф. Г. Лорка, Х. Гильен, П. Салинас. Первым среди них безоговорочно считали Лорку. Гонгора и Лорка стали объединяющими образами поколения, но Лорка – его духовным ориентиром и сердцем.
«Поколение 27 года» в лицах
Искусству участников литературной группы «Поколение 27 года» присущи три свойства: красота, долговечность, редкость. Именно их, вынужденных эмигрантов, во время режима Франко приглашали в качестве преподавателей ведущие учебные заведения Америки и Европы. Такого всплеска академической активности на таком высоком научном уровне не было ни до этого, ни после.
Одним из виднейших поэтов «Поколения 27 года» является Педро Салинас. Особого внимания заслуживает его трилогия:
- «Голос, всем обязанный тебе»;
- «Первоисток любви»;
- «Долгий стон».
Педро Салинас был филологом и переводчиком. Переводы Пруста, сделанные им, имеют большое значение для испаноязычного мира. Салинас переложил на современный испанский язык «Песнь о моем Сиде». Поэт защитил диссертацию по «Дон Кихоту».
Еще одним из крупнейших испанских поэтов является Хохе Гильен – педагог, представитель ультраистского направления, которое полагало, что метафора – это самостоятельная художественная ценность. Гильен был сторонником чистой поэзии, для которой характерен философский анализ, насыщенная живописность и внечувственная манифестация. Его сборник «Песнопения» входит в число главных поэтических книг 20 века.
Висенте Алейсандре – самый премированный из всех представителей «Поколения 27 года». В 1977 году получил Нобелевскую премию. В 1933 году В. Алейсандре был награжден Национальной премией по литературе за сборник «Разрушение или любовь». Стихи поэта «Расстрелял» и «Безымянный ополченец» в годы гражданской войны стали фронтовыми открытками. После победы франкистов Алейсандре надолго перестал печататься, так как его творчество оказалось под запретом. Однако поэт продолжал писать.
В 1950 году В. Алейсандре избрали членом Испанской королевской академии.
В 1968 году вышел в свет сборник эссе литературных критиков и писателей всего мира «В честь Винсенте Алейсандре».
В основе поэтики эссеиста, переводчика, поэта Луиса Сернуды – ролевой монолог-маска, который растождествляет лирического героя и автора.
Творчество поэта и драматурга Рафаэля Альберти хорошо известно в России. Многие его стихи переведены на русский. В СССР поэт приезжал в 1932, 1934, 1964 годах. Поэт был награжден Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами». Альберти начинал как авангардист, бескомпромиссно искренний в содержании и свободный в форме выражения. Позже поэт увлекся политикой.
Д. Алонсо в своей книге «Современные испанские поэты» характеризовал Альберти как беспечного весельчака, прожигателя жизни, не признававшего никакой дисциплины.
Творчество Ф. Г. Лорки
Жизнь Федерико Гарсиа Лорки была полна противоречий, а его смерть окутана тайной.
Все написанной Ф. Г. Лоркой исполнено любовью к родной Андалузии и Испании, к ее запахам, краскам, голосам, традициям, верованиям, к людям, которые живут, жили и будут жить на этой земле, умытой теплым морем и согретой солнцем.
Эта любовь – в каждой строчке, в каждом слове. Ранние стихи Лорки пронизаны детской наивностью и стремлением походить на классиков. Произведения зрелых лет лишены всякого влияния, они исполнены мудрости, патриотического романтизма.
Ф. Г. Лорка считал, что фольклор – это краеугольный камень искусства, бесконечный источник, из которого можно черпать вдохновение. Лорка, вдохновленный и восхищенный музыкальностью своего народа, выступал хранителем фольклорных традиций. Он вложил народные песни в уста героев своих пьес. Лорка сохранил народные песни в том виде, в котором они передавались у андалузцев из уст в уста. Поэт изданиям и публикациям предпочитал рукописи, театральные постановки и декламации в кругу «своих».
Но несмотря на кажущуюся открытость, в творчестве и характере Лорки чувствуется мотив одиночества. Поэт умел сохранять уединение, при этом оставаясь на виду. Внешне веселый, он словно нес в себе какую-то трагическую тайну, которая угадывается и в его произведениях.
Лорка стал самым любимым поэтом Испании, однако мировую известность ему принесли драматургические произведения. Уже в первой книге стихов, отмеченной влиянием Х.Р. Хименеса и Р. Дарио, отчетливо выявились отличительные черты таланта поэта:
- Связь с народной культурой;
- Музыкальность стиха.
Во второй книге «Песни» поэт соединяет лиризм с драматическим видением жизни, который был характерен для андалусских песен. Лирическая форма скрывает колоссальное эмоциональное напряжение, отражающее его восприятие жизни как рокового предначертания судьбы. Эта концепция нашла выражение в книгах «Цыганские романсеро» и «Поэма о канте хондо».
От драматических стихов поэт перешел к драматургии. В 1930 году им была написана пьеса «Волшебная башмачница», а затем – «Любовь дона Перлимпина». В марте 1933 года состоялась премьера трагедии «Кровавая свадьба», которая имела огромный успех. Перу Лорки принадлежат еще две трагедии:
- «Иерма»;
- «Дом Бернарды Альбы».
В 1935 году Лорка возвращается к лирической поэзии и публикует «Плач по Игнасьо Санчесу Мехиасу».