Аболиционизм — это движение за отмену рабства и освобождение рабов.
Основные тенденции развития американской литературы в 1850-1860 гг.
Конец 1830 - начало 1840-х годов ознаменовались существенными изменениями в жизни американского общества. Речь идет о кризисе 1837 года, завершении освоения «свободных территорий» и начале конфликта между Севером и Югом. Эти изменения оказали значительное влияние и на литературную жизнь страны.
Главной темой в творчестве американских романтиков была история Америки.
В 1830-1840 годы происходит активное развитие журналистики, которая имела важное значение для развития американской литературы. Появились писатели-новаторы, такие, как У. Уитмен и Э. По. В произведениях писатели поднимают философские проблемы и проявляют глубокий интерес к внутреннему миру личности (например, творчество Г. Мелвилла). В литературе появляются новые художественные манеры, которые свидетельствуют о формировании национальной литературы. Именно в этот период в свет выходит множество шедевров американской литературы, в связи с чем его называют Ренессансом в литературе США.
Одновременно с этим в стране усиливаются пессимистические настроения и усугубляется конфликт, итогом которого стала Гражданская война. Следствием войны между Севером и Югом стал временный раскол американского общества.
Главными тенденциями этого периода стали:
- Аболиционизм;
- Регионализм;
- Усиление роли пуританства;
- Трансцендентализм.
Тема аболиционизма в американской литературе
Аболиционизм – это движение за освобождение негров от рабства, активировавшееся в конце 1850-х годов.
В аболиционизме выделяют два течения:
- Умеренный аболиционизм, сторонники которого выступали за усовершенствование системы рабства и его сохранение;
- Радикальный аболиционизм, представители которого требовали отмены рабства.
За сохранение системы рабства выступали южные штаты, где были многочисленные плантации. Северяне оказывали помощь беглым рабам, организовали своеобразную «железную дорогу» с «проводниками» и «станциями», по которой рабов отправляли в Канаду. Толчком к началу Гражданской войны стала «Поправка к «Закону о беглых рабах» 1850 года, согласно которой, каждый житель северных штатов был обязан возвращать беглых рабов к хозяину. Особенно острый характер эта борьба приобрела в 1859 году, когда был казнен белый фермер Джон Браун, ставший на защиту рабов. Фермеру не помогло даже заступничество В. Гюго.
В марте 1865 года рабство было отменено А. Линкольном, который за это пожертвовал своей жизнью – президент был убит спустя две недели.
В каждом из регионов США складывается своя литература, отличающаяся и по темам, и по идеям и художественным особенностям (литература Севера, литература Юга).
Тема аболиционизма нашла широкое отражение в творчестве Г. Бичер-Стоу. Ее знаменитый роман «Хижина дяди Тома, или Человек, который был вещью», написанный в 1851-1852 гг., был воспринят современниками как роман-бомба.
По своим художественным особенностям это произведение уступает шедеврам современников писательницы. Но Ж. Санд и Л. Толстой считали, что большая заслуга Г. Бичер-Стоун заключается в гуманизме произведения.
Роман «Хижина дяди Тома» в историю американской литературы вошел как художественный факт американской жизни. Это произведение, в котором этическое преобладает над эстетическим.
Главной идеей романа является обличение «ужасов рабства». Автор делает сильный акцент на общечеловеческих ситуациях.
Бичер-Стоун была сторонницей аболиционистов, но не принимала участия в их движении.
Пуританство и философия трансцендентализма в американской литературе
В 1840-1860 годы в американском обществе усиливается роль пуританства. Как известно, пуритане переселились в США в начале 17 века, спасаясь от преследования. В Америке пуритане ощутили себя избранниками Бога. С 18 века пуританство стало принимать активное участие в жизни государства. Но в 19 веке церковь отстранили от политики. Результатом этого стало требование пуритан жестко и неукоснительно следовать моральным нормам и призывы к религиозной нетерпимости.
В 1850 году вышел роман Н. Готорна «Алая буква», посвященная этой теме. Действие романа происходит в 17 веке, но проецируется на современность. В основе сюжета произведения лежит история молодой девушки, которая родила вне брака и была приговорена к позорному столбу. До конца своей жизни девушка должна была носить букву А как свидетельство своего грехопадения.
Значительное влияние на американскую романтическую литературу оказала философия трансцендентализма, сформировавшаяся в 1830-1860 гг. Трансцендентализм – это синтезированное обобщение идей романтических мыслителей – английских и немецких романтиков и французских утопистов.
Трансцендентализм приобрел свою форму в американской литературе. Идеологами этого течения стали поэт и философ Р. Эмерсон и ученый и писатель Г. Торо. Учения Эмерсона и Торо – это концепция единства бога и мира, в которой все сущее делится на идеальную и земную ипостась. Трансценденталисты ставили превыше всего высокие нравственные правила и духовность.
Идеи трансцендентализма нашли воплощение в призывах к сближению с природой. Г. Торо больше двух лет прожил в одиночестве на берегу озера Уолден в бревенчатой хижине. Ученый считает, что правильная жизнь – это жизнь на лоне природе, и лишь она способствует философскому осмыслению бытия. Торо называет жизнь в современном обществе бессмысленным существованием и скукой. Свой эксперимент он описывает в романе «Уолден, или Жизнь в лесу».
Еще одной идеей, господствовавшей в тот период, была идея приобщения к божественному разуму. Эта идея основывается на учении Шеллинга о том, что человек, являясь частью Вселенной, обладает частицей Сверхдуши. А начит, божественное начало присутствует в каждом человеке. В силу этого человек способен творить чудеса, не надеясь на других. Исходя из этого положения, в трансцендентализме появляется принцип «доверия к себе», который был сформулирован Эмерсоном. Он считал, что человеку не следует надеяться на помощь со стороны – он имеет достаточно сил, чтобы победить самому. Очень ярко этот принцип представлен в творчестве У. Уитмена.
Идеи трансцендентализма американскими писателями трактовали неоднозначно.