Конфликт в литературе — это столкновение противоположных взглядов действующих лиц в сюжетных художественных произведениях.
Конфликт поколений в пьесе «Вишневый сад»
При создании пьесы «Вишневый сад» Чехов стремился по-новому выразить себя. Писателю хотелось отказаться от того, что было привычным, найти новые способы построения сюжета, создания системы образов. Чехов мечтал о необычном окончании произведения. Поэтому при построении сюжета писатель отказался от прямых столкновений и борьбы между персонажами. Чехов вместо внешних конфликтов выдвигает внутренние, которые нашли выражение в душевных переживаниях персонажей. За поступками, репликами героев прослеживается подтекстовое развитие действия. Модификация жанровых и структурных форм в этом произведении подчинялась главной цели – раскрыть духовный разлад в обществе в переломный период. Время действие пьесы – эпоха безвременья 80-х годов 19 века. В этот период происходит драматический и крайне болезненный перелом в мировоззрении русской интеллигенции.
Именно поэтому писатель посчитал важным акцентировать внимание на меняющемся внутреннем состоянии героев. «Вишневый сад» пронизан атмосферой всеобщего неблагополучия. В этой пьесе нет счастливых людей.
Герои пьесы осознают разрыв между прошлым, настоящим и будущим. В этой связи у каждого героя складывается свое эмоциональное состояние. У одних этот разрыв вызывает чувство обреченности, у других – оптимистичную приподнятость.
Главным конфликтом пьесы «Вишневый сад» является конфликт эпох и отсутствие понимания между представителями разных поколений.
Разрыв между людьми разных времен символизирует звук оборванной струны. Но писатель смотрит в будущее с надеждой, что в пьесе воплощается в стуке топора. Этот звук – символ перехода временных этапов. Придут новые люди, посадят новые деревья – и тогда наступит будущее.
Пьеса была написана перед революцией 1905 года. Сад в произведении является символом Старой России. Чехов в этом произведении раскрывает образы дворянства, буржуазии и предстоящей революции. Дворянству предстоит навсегда уйти в небытие.
В пьесе «Вишневый сад» Чехову удалось раскрыть вечный конфликт поколений совершенно по-новому. Не показывая открытое столкновение между представителями разных поколений, как, например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», Чехов сумел показать внутренний конфликт. Читатель чувствует несогласие героев с окружающими, хоть это и не говорится открыто.
Герои пьесы делятся на представителей прошлого, настоящего и будущего:
- Раневская, Гаев, Фирс – представители прошлого;
- Лопахин – представитель настоящего;
- Аня, Трофимов – представители будущего.
Люди прошлого в пьесе «Вишневый сад»
Фирс – самый старший среди героев пьесы, ему 88 лет. Несомненно, он относится к представителям прошлого. «Долгожитель» Фирс постоянно противопоставляет прошлое и настоящее. В его репликах сквозит сожаление о прошлом и непонимание настоящего. Однако характеристика Фирса не так однозначна, как это кажется на первый взгляд. По своему мировоззрению, по своим взглядам Фирс – убежденный сторонник крепостного права. Для него крепостное право с его тесной связью барина и мужика – это воплощение идеальной системы общественного устройства. Именно в крепостном праве Фирс видит воплощение стабильности и надёжности. Отмена крепостного права для него – несчастье, разрушающее все, на чем был основан его мира. Выпав из этой системы, Фирс оказывается лишним элементом.
Роль Фирса в пьесе весьма своеобразна. Он одновременно является и «духом усадьбы», и хранителем традиций, давно никем не соблюдаемых, и хозяйственником-распорядителем, и «нянькой» для «барских детей» - Гаева и Раневской, которые так и не повзрослели. Но при всей оторванности от реальной жизни Фирс – один из немногих героев пьесы, способных мыслить рационально.
Вишневый сад для Раневской означает ее неразрывную связь с прошлым. И продажа этого сада для героини – неизбежная плата за прошлую жизнь. Раневская – отголосок культурного прошлого. Она прекрасно осознает пагубность своей страсти, понимает, что эта любовь ее тянет на дно.
Гаеву в пьесе писатель отводит одну из главных ролей. Чехов называет Гаева аристократом, однако в этой характеристике скрыта ирония и чувствуется негатив. Леонид схож с аристократией лишь внешне. На деле у него нет ни одного положительного качества данного класса. Но у Гаева есть одна отличительная черта аристократов – неспособность трудиться. Даже думать для представителей этого класса – работа. Леонид проводит время в мечтах, оторванных от жизни. Даже простые бытовые проблемы он не в состоянии решить. Он не может без помощи ни одеться, ни выбрать одежду. Гаев – легкомысленный человек, а жизнь его бессмысленна. Кроме того, он неблагодарен – Фирса, заботящегося о нем и служившего верой и правдой, помещики просто забывают в доме. Несложно представить, какое будущее ждет Гаева в меняющемся мире.
Представители настоящего и будущего в пьесе «Вишневый сад»
В изображении Лопахина у Чехова есть определенная степень сочувствия. Лопахин добрый, чуткий человек. Он стремится помочь Раневской и Гаеву спасти имение. Однако Лопахина нельзя назвать исключительно положительным персонажем. В нем есть деловая прозаичность. Лопахин не способен любить, он неловок, и порой даже комичен в отношениях с Варей. Кроме того, Лопахин недоволен своей жизнью. Фраза «За все могу заплатить!» характеризует Лопахина не с лучшей стороны: он считает, что купить можно все – и любовь, и дружбу, и власть.
Однако после покупки вишневого сада Лопахин торжествует недолго. Конфликт героя с миром гораздо глубже, и приобретение сада не способно его устранить. Жизнь Лопахина – нескладная, несчастливая. И он ждет, когда «все это» пройдет, когда уже что-то изменится в этой жизни.
Представителями поколения будущего в пьесе являются Петя Трофимов и Аня. Трофимов – вечный студент, который никак не может окончить курс. Петя – восторженный идеалист, который никак не может вписаться в объективную реальность. Все помыслы этого персонажа направлены против социальной несправедливости. Он мечтает разрушить старые порядки, подтолкнуть тем самым Россию к развитию. Однако Трофимов изображен Чеховым в двойном освещении. Он полон сострадания к бедным и несчастным, произносит гневные монологи и зовет в будущее. Но он сам не видит этого будущего, отчего его искренние слова внушают жалость и тоску. В его рассуждениях много слов, которые больше похожи на заклинания, и нет личной силы. Раневская характеризует Петю как «смешного чудака». Это дает основание считать, что писатель был убежден в том, что не такие люди становятся творцами жизни.
Аня – еще один представитель молодого поколения, поколения будущего. Она восторженно смотрим на мир, видит в нем большие возможности для развития, самореализации. Она видит будущее интересным и счастливым.
В силу юности, неиспорченности Аня не способна лгать, лицемерить, изворачиваться. Столкнувшись в таком юном возрасте со сложностями взрослой жизни, Аня раньше времени становится практичным человеком. Как трезвомыслящий человек, она видит непутевость, взбалмошность, безответственность своей матери, но сохраняет к ней любовь и жалость. Аня в силу обстоятельств вынуждена принимать сложные, ответственные решения, но она с уверенностью смотрит в будущее и намерена приложить все силы для создания новой прекрасной жизни.