Баллада – это один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательное стихотворение или песня с драматическим развитием сюжета.
Образ Шотландии в творчестве Р. Л. Стивенсона
Роберт Льюис Стивенсон – ведущая фигура английского неоромантизма. Его творчестве не теряет популярности и в наше время. Из произведений Стивенсона читатель узнает немало фактов об истории Шотландии, ее природе, людях.
Писатель считал, что романтика – это неискоренимая потребность человека и стремился писать такие произведения, которые можно было бы рассказывать у походного костра или на утомительной вахте.
Биографические факты о жизни писателя свидетельствуют о том, что смерть отца оборвала нити, которые связывали его с Шотландией. Стивенсон вместе с семьей навсегда покинул родину, но никогда о ней не забывал. Шотландии писатель посвятил целый ряд произведений. Стивенсон интересовался историей страны, перечитывал старинные документы и произведения В. Скотта, часто вспоминал рассказы и песни своей няни. Все это нашло отражение в его творчестве. На страницах книг Стивенсона звучат ритмы и интонации старой шотландской прозы 17-18 вв., и отсюда же идет и основная тема многих сочинений Стивенсона – Шотландия, ее герои и ее история.
Шотландия является местом действия в романе «Похищенный». В романе отражена борьба шотландских горцев против подчинившихся Англии горожан. В произведении поднимается и тема якобитских восстаний. Отношение к событиям из истории Шотландии имеет и сюжет романа «Катриона». Судьбы героев обоих произведений связаны с якобитским восстанием 1745 года.
Якобитами называли сторонников королевской династии Стюартов.
В романе «Похищенный» Стивенсон создает живой исторически-конкретный образ якобита, дворянина из горной Шотландии Алана Брэка. Вместе с молодым шотландцем Дэвидом Блэфуром Брэк оказывается на корабле, отплывающем в Новый Свет. Молодые люди захватывают власть на корабле и намереваются восстановить справедливость.
В романе Стивенсона можно ознакомиться с нравами Англии и Шотландии 18 века, узнать историю сложных отношений горных частей Великобритании.
В образе Алана Брэка Стивенсон ярко показывает черты гордого и тщеславного горца, беззаветно преданного своему клану.
«Вересковый мед» («Галлоуэйская легенда») Р.Л. Стивенсона
Р. Л. Стивенсон, путешествуя по Ирландии и Шотландии, однажды услышал древнюю балладу о смелых крошечных людях, свято чтивших свою культуру и умевших варить необычный напиток из вереска. Эта история о жизни и гибели вольного бесстрашного народа пиктов вдохновила писателя. в 1875 году появилась баллада «Вересковый мед». Основная идея этого стихотворного произведения – описание легендарного сражения гордых, свободолюбивых пиктов с шотландским королем за независимость территорий. Во время Великой Отечественной войны С. Маршак перевел балладу на русский язык. Строки этой древней красивой легенды воодушевляли измученных, уставших людей бороться на родную землю.
Центральными героями баллады Стивенсона являются:
- Отец-пикт. Он представляет пиктов в целом. Старец олицетворяет патриотизм, мужество, стойкость духа, героизм, безграничную смелость;
- Сын-пикт – смелый, храбрый, мужественный юноша;
- Король Шотландии – безжалостный, властолюбивый правитель, стремящийся к абсолютной власти.
Согласно легенде, когда-то очень давно существовал древний свободолюбивый народ пиктов. Они населяли территорию Северной Британии и были бесстрашными воинами. Прежде всего пикты ценили свою культуру и свободу. Пикты запомнились тем, кто видел этот народ, людьми маленького роста с длинными руками, большими ступнями и красными волосами. Эти крошечные люди были вынуждены постоянно защищать свою территорию от воинственных племен.
История жизни пиктов осталась только в преданиях и легендах, так как они вели закрытый образ жизни, не приветствовали чужаков и иностранцев. В южных шотландских областях на протяжении многих столетий передавалась из уст в уста легенда о «Последнем из пиктов».
Стивенсон начинает свою балладу с безмятежного пейзажа. Он описывает поросшие вереском бескрайние поля, от которых веет блаженством и покоем. Жители этих земель – дружные миролюбивые люди, занимающиеся медоварением. Однако тихая и спокойная жизнь этого народа прерывается нападением шотландского завоевателя.
Король Шотландии безжалостно истребил коренной народ и прогнал остатки населения к «скалистым берегам». Пикты самоотверженно защищали свои земли, но шотландец оказался гораздо сильнее. Вересковое поле становится территорией боя, на котором нашли покой убитые медовары, пытавшиеся ценой своей жизни защитить свои земли, свой вереск.
Пикты проиграли сражение. Цветы вереска благоухают вновь, но мастеров-медоваров не осталось, и некому теперь разливать ароматный мед по чашкам. Король Шотландии уничтожил пиктов, но не смог их подчинить. Победа ему кажется неполной. Король завоевал земли коренного народа Галлоуэя, но не узнал секрет медового напитка из вереска – его мастера-медовары сохранили ценной собственной жизни.
В этой ситуации пострадала гордость короля – как он, могущественный. Властный король шотландских земель, не смог подчинить маленьких пиктов? Король возжелала верескового меда. Вассалы нашли двух медоваров, последний представителей народа пиктов – старика и мальчика пятнадцати лет. Однако медовары не раскрывают свой секрет. У пиктов отняли родную землю, любимых, близких людей, но гордый народ предпочитает жизни в неволе смерть.
Король угрожает медоварам костром и пытками. Старик понимает, что при любом раскладе смерть неизбежна. Но чтобы выдержать пытку, старик идет на обман. Он соглашается раскрыть секрет приготовления верескового меда при условии, что сын будет убит. Эта просьба даже королю кажется бессердечной, но он приказывает выполнить просьбу старика. Мудрый старик обхитрил короля – понимая, что гибель неизбежна, старик выбрал для сына быструю смерть, освободил его от мучений. И теперь старик не боится за свою тайну: «Пускай со мной умрет моя святая тайна – мой вересковый мед!».