«Доктор Фаустус» — это роман Томаса Манна, опубликованный в 1947 году под заголовком: «Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом»
Образ А. Леверкюна
В художественном образе Адриана Леверкюна гораздо больше от Фауста Гёте, нежелиот реально существовавших музыкантов. Музыкальные композиции, создаваемые Леверкюном, являются не продолжением классических произведений, а их противоположностью. Дисгармония, присутствующая в симфониях Леверкюна, к концу жизни становится настоящим «Плачем» - антиподом девятой симфонии Бетховена. «Плач» - это выражение внутреннего распада личности композитора.
Доминантной чертой Адриана Леверкюна является гордость, и она же является основой и его гениальности, и духовного падения. Адриану Леверкюну присущ невероятный индивидуализм, который делает его недоступным для человеческих чувств. Он в начале лишает его любви женщины, затем – друга, а потом и названного сына. Свои неудачи герой произведения объясняет сделкой с Дьяволом, которую он заключил в силу испорченности своей души.
Главным условием этой сделки было отсутствие любви. И оно выполняется Леверкюном беспрекословно до тех пор, пока в его жизни не появляется молодой скрипач Рудольф Швердтфегер. Однако эта дружба разрушается внезапно в тот момент, когда выясняется, что оба они любят одну и ту же девушку - Мари Годо, но та видит в Леверкюне лишь талантливого композитора, а Рудольфу она отдает свое сердце. Помолвка оборачивается трагедией. Леверкюн дважды теряет друга.
Томас Манн закончил работу над романом «Доктор Фаустус» в 1947 году. Произведение Манна – это отклик на пертурбации мира, виновницей которых оказалась Германия. Сам Т. Манн неоднократно отмечал, что роман связан с историей.
Серенус Цейтблом, доктор философии, от лица которого ведется повествование в романе, начинает писать свою книгу в 1943 году. На тот момент Адриана Леверкюна, героя романа, уже три года нет в живых. Завершает работу над своим произведением в 1945 году. Тогда уже становится очевидным, что молниеносное завоевание мира не только не удалось Гитлеру, но и обернулось крахом Третьего Рейха. Германские города сдаются союзникам один за другим. Последним произведением Адриана Леверкюна, композитора, заключившего сделку с дьяволом, становится «Плач Доктора Фаустуса».
У Адриана Леверкюна есть реальные прототипы - это и Шенберг, и Ницше, и сам Т. Манн. В герое романа можно найти черты известных людей. Но писатель действует гораздо шире. В образе Адриана Леверкюна он заключает надежды и чаяния народа Германии – страны философов, поэтов-романтиков и нацистов. Молодая Германия, смелая, самоуверенная, полная замыслов и идей, обращается в хищника, начинает уничтожать все человеческое. Германия теряет Бога. Гордыня, самоуверенность, вызов, брошенный всему миру и самому Богу направляют Германию на путь разрушения.
В сороковые годы кумиром Томаса Манна был И. В. Гёте. «Доктор Фаустус» и «Лотта в Веймаре» - совершенно разные произведения, но оба они вышли из-под пера Гёте.
Адриан Леверкюн – символ двадцатого века. Это несчастный Фауст, который горюет от собственного разума. Он разумен настолько, что неспособен к творчеству, и потому вынужден обращаться за услугами Ада.
История А. Леверкюна для Манна – это воплощение трагедии того времени, отражение происходившего в Германии и европейской культуре.
Прототипы Адриана Леверкюна
В жизнеописании Леверкюна многие факты указывают на то, что этот образ носит синтетический характер. Можно предположить его связь с биографией и творчеством таких известных личностей 19-начала 20 века, как:
- Ф. Ницше,
- Р. Вагнер,
- Г. Малер,
- П. И. Чайковский,
- А. Шенберг.
На разных этапах творческого развития Леверкюна возникают отголоски идей, поступков, судеб этих людей. Например, в биографии Леверкюна угадываются Чайковский и Ницше, в особенностях его творчества – Шенберг и Вагнер, в развитии идей – Вагнер, Ницше и Малер.
В самой биографии Леверкюна прослеживаются переплетения с историей жизни Ницше и Чайковского: уединенный образ жизни, болезнь, ранний уход и мучительные страдания Ницше, одиночество Чайковского, его дружба со знатной особой (в чьем поместье он длительное время жил и занимался творчеством).
Т. Манн широко раскрывает в своем повествовании и аспект идей. Изложение этих идей снова приводит к идеям Ницше, отрицанию христианского Бога и христианства.
Есть предположение, что прототипом Леверкюна был композитор А. Шенберг. связана эта гипотеза с тем, что Т. Манн, задумав роман, обратился за советом, разъяснениями и консультациями к Т. Адорно, известному исследованиями в сфере музыкальной эстетики. Адорно был хорошо знаком с соратником Шенберга, А. Бергом, у которого брал уроки. Манну же был нужен не просто композитор и музыкант и не просто музыка. Ему была нужна философия музыки.
В контексте творчества Шенберга и в общей социальной ситуации 20 века одной из ключевых тем была тема одиночество. Возможно, и сам Шенберг был одинок. Всю жизнь композитора сопровождали фобии, которые, как известно, являются спутницами одиночества. А. Леверкюн, герой «Доктора Фаустуса», был одинок одиночеством творца, художника, гения, которым страдали творческие личности. В этом случае одиночество творца – это определенная психологическая ситуация, особенность жизни гения и одно из его «проклятий». В романтическом противостоянии творца и толпы это проклятие переплетается с одиночеством, которое становится массовым явлением. Так, одиночество Леверкюна накладывается на социальную реальность прототипов этого персонажа.
Многие в Леверкюне видят немецкого философа Ф. Ницше. Имя философа Т. Манн в тексте не упоминает ни разу. Вообще, писатель не имел привычки в своих произведениях упоминать какие-либо достоверные имена. Однако считать, что Ницше является прототипом Леверкюна можно только с большой натяжкой. Леверкюн – независимая, самостоятельная фигура. Однако в произведении действительно упоминаются эпизоды из жизни Ницше.