Сатировская драма – это особый вид драматической поэзии у древних греков, который существовал наряду с трагедией и комедией.
Роль театра в древнегреческом обществе
Театр был одним из самых важных институтов античной полисной демократии. Он участвовал в формировании у граждан представлений об основах нравственности: справедливости, мужестве, свободе, долге, благоразумии. Кроме того, театр был направлен на устранение противоречий в частной и общественной жизни. Значительным фактором в становлении театра в Древней Греции являются религиозные аспекты. Большинство античных празднеств были не только яркими представлениями, но и религиозными действами. Им предшествовала тщательная подготовка. Однако утверждать, что каждое театральное празднество преследовало цель культивирования религиозных идей, было бы неправильным. Тем не менее несколько раз в году устраивались празднества в честь Диониса. Почитатели Диониса выступали одетыми в шкуры козлов и в таком виде изображали его свиту. Нередко люди на празднествах были навеселе. Они пели в честь Диониса дифирамбы.
Дифирамбы – это хвалебные хоровые песни в честь Диониса. Литературную форму дифирамбам придал Арион. Он наделил их сюжетами, не имевшими связи с деяниями Диониса. Так Арион подготовил рождение трагедии.
На период расцвета афинского общества приходятся жизнь и творчество Еврипда, величайшего драматурга Древней Греции, чей талант сопоставим лишь с талантом Софокла и Эсхила. Постепенно религиозные догматы ослабевали, усиливалось рациональное мировосприятие. Это отражалось в становлении философских школ и софистическом движении.
Отсутствие четкого, ясного шаблона было не только проблемой для античной драматургии, но и возможностью, которая открывала поистине безграничные возможности для создания характеров. И этим воспользовался Еврипид. Будучи новатором, драматург искал максимально свободное пространство для творчества. таким пространством оказались женские образы.
Образ Елены в творчестве древнегреческих авторов
Среди женских образов особое место занимает Елена Троянская в силу своей красоты и божественной природы. Но решающую роль в оценке ее образа сыграло ее похищение и бедствия Троянской войны, последовавшие за ним, которые были описаны в «Илиаде» Гомера. Именно у Гомера встречаются первые письменные сообщения о том, что Елена являлась дочерью Зевса. Согласно другой версии, мать Елены – Океанида, одна из дочерей Тефиды и Океана. В другом источнике сказано, что родителями Елены были Леда и Гелиос. Существуют три версии похищения Елены:
- Классическая гомеровская;
- Стесихоровская;
- Геродотовская.
Отношение греков к Елене было неоднозначным. В Спарте и Сицилии были культы Елены, что подчеркивает ее божественную природу. С другой стороны – Елена является виновницей Троянской войны, то есть это персонифицированная причина социального бедствия. Поэтому есть две противоположные тенденции: оправдание Елены и ее порицание.
Согласно классическому образу, Елена в первую очередь является причиной многолетней кровопролитной войны, в которой погибло много людей – ахейцев, троянцев, данайцев. И одним из самых выразительных моментов воссоздания ее образа являются слова троянских старцев, которые не осуждают Елену, но желают, чтобы она от них удалилась. Елена здесь изображена как женщина божественной красоты, однако эта красота не может быть оправданием. В целом, образ Елены в творчестве Гомера – это скорее порицательный образ. В то же время вина Елены смягчается тем, что в объятия Парису ее бросила Афродита.
Совершенное другое видение у поэта 6 в. Стесихора. В его интерпретации событий Елена никогда не была на Троянской земле. Все время, пока шла осада, она по воле богов была в Египте. А вместо нее в Трое был сотворенный по ее подобию призрак из эфира. Елена ищет утешения и защиты у Теоклимена, склоняющего ее к нежеланному браку. В скором времени Елена встречает Менелая, своего мужа. Используя свою хитрость, Елена бежит вместе с ним от Теоклимена. Такая интерпретация показывает Елену с другой стороны. Здесь она уже не соблазненная изменница, а любящая верная жена.
Появление этой версии связано с влиянием дорийцев, почитавших Елену как богиню плодородия.
Еще одна попытка оправдать Елену была предпринята Геродотом. Он в своей «Истории» рассказывает сюжет похищения Елены. Его версия, в отличие от версии Стесихора, демистифицирована и рациональна.
Образ Елены в творчестве Еврипида
Еврипид в разны трагедиях придерживался разных интерпретаций образа Елены. В ранней трагедии «Троянки» он придерживается гомеровской традиции, а в «Елене» - стесихоровской.
В «Троянках» речь идет о событиях, которые разворачиваются сразу после падения Трои. Царица Трои Гекуба, ее дочь Кассандра, невестка Гектора Андромаха и Елена узнают, что они распределены между вождями победителей: Неоптолемом, Одиссеем, Агамемноном, Менелаем.
После разрушения Трои троянки относятся к Елене крайне негативно. Для них она является единственной виновницей войны. Против Елены настроены не только троянские женщины, но даже ее муж. Он намерен по возвращении домой предать ее смерти. Елена, считая этот приговор несправедливым, пытается его оспорить. В своей речи, адресованной Гекубе и Менелаю, она апеллирует собственной красоте и божественному вмешательству.
Гекуба поддерживает намерение Менелая наказать жену. Через речь Гекубы Еврипид показывает нелицеприятный образ Елены. Гекуба обвиняла Елену в корысти. А корысть была одним из признаков неблагонадежной жены. Елена, снимая с себя вину софистическим методом, замечает, кто является настоящим виновником. Оправдательная речь Елены превращается в обвинительную, и порицается уже сам обвинитель. Автор не обвиняет, а оправдывает Елену. В «Елене» он использует маркеры, противоположные тем, что использовал в «Троянках». Если в первой трагедии Елена показана как корыстная, то здесь она описывается как «верная» и «чистая». Верность становится краеугольной составляющей ее образа. Положение героини совершенно подневольное. В «Елена» героиня предстает как жертва богов и обстоятельств.