Дон-Жуан – это один из «вечных" литературных образов. Имя стало нарицательным обозначением распутника и повесы, наряду с именами Казановы и Ловеласа.
Прототипы образа Дон-Жуана
Миф о Дон-Жуане появился на пересечении преданий о севильском обольстителе и легенды о повесе, который пригласил на ужин статую или череп. Такое слияние Обольстителя и Святотатца в одном образе имело ключевое значение для формирования мифа о Насмешнике.
Легенда о каменном госте уходит корнями в древность. Каменный гость – это статуя, которая карает преступника или изобличает его или же дает ответы на заданные ей вопросы. в «Поэтике» Аристотель описывает статую Мития, которая упала и раздавила виновного в смерти самого Мития. А Плутарх рассказывает о том, как наклоном головы статуя Юноны ответила на мольбу Камиллы о покровительстве над Римом, разгромленным галлами. Также Плутарх рассказывает о том, как общался со статуей Фортуны Гней Марций Кориолан.
Мотивы статуи, обладающей чудотворной силой, в драматургии средневековья был очень популярен. В процессе эволюции мифа сформировалось множество его разновидностей.
Другая составляющая мифа о Дон-Жуане – миф севильского происхождения о распущенном гранде, соблазнявшим всех женщин и кичившимся любовными победами.
В образе Дон-Жуана исследователи нашли черты реально существовавшего лица – Дона Хуана Тенорио. Он был придворным короля Кастилии Педро Жестокого.
Средневековые рыцарские сказания описывают целый ряд других лиц, отважных, безнравственных, одержимых жаждой любовных услад. Многие легенды построены по одной схеме: развратный рыцарь, используя силу и хитрость, соблазняет невинную поселянку, а затем бросает ее несчастной и обесчещенной. Такому сюжету следует и знаменитая истории в пьесе Адама де Ла Аля «Пьеса о Робене и Марион».
В числе прообразов Дон-Жуана исследователи называют Роберта-Дьявола и Обри Бургундца. Мотив покаяния развратника получает развитие в литературных версиях эпохи романтизма.
Со временем тип изменяется. Резкость черт характера, грубость приемов предшественников Дон-Жуана сглаживаются, заменяются более изящными чертами. В конце концов, герой севильской легенды приобретает привлекательную форму, которая и обусловила его популярность.
В легендах, которые предшествовали литературным явлениям Дон-Жуана, сложились главные сюжетные обстоятельства, в которых существует и действует герой:
- Место действия – Севилья, Испания;
- Время действия – эпоха «плаща и шпаги»;
- Обязательными участниками являются командор, который был убит Дон-Жуаном и дочь командора;
- Развязка, как правило, смертельна для Дон-Жуана.
«Севильский распутник и каменный гость» Тирсо де Молины
Первым классическим произведением о Дон-Жуане является пьеса испанского монаха Габриэля «Севильский распутник и каменный гость».
Монах Габриэль публиковал свои произведения под псевдонимом Тирсо де Молина.
Эта пьеса дала толчок развитию мифа о Дон-Жуане. Тирсо де Молина внес существенный вклад в развитие образа дона Жуана. В своей пьесе он воплотил тот характер, который впоследствии обошел весь мир. Пьеса занимает важное место в истории европейской литературы. И именно в этом произведении впервые был сформирован литературный образ Дон-Жуана.
В пьесе де Молина Дон-Жуан предстает в виде соблазнителя, которого не столько привлекает наслаждение, сколько борьба за подчинение женщин его воле. Ему безразличны легкие победы. Дон-Жуан – завоеватель и хищник, дуэлянт, авантюрист, наделенный всеми качествами идеального дворянина. У него безупречная внешность, он храбр, обладает развитым чувством достоинства и чести.
В представлении де Молина Дон-Жуан является демонической личностью. Преступность в нем сочетается с героикой. Сквозь черты насильника-феодала пробивается облик дерзкого вольнодумца, борющегося с устоями феодально-церковной культуры.
Созданный Тирсо образ оказался притягательным для писателей разных народов и разных эпох. Черты Дон-Жуана Тирсо варьируются во всех последующих интерпретациях этого образа.
Образ Дон-Жуана в пьесе Мольера
В 1665 году состоялась премьера комедии «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера. Это произведение отличалось от других комедий великого драматурга. Это самая «барочная» пьеса Мольера, о чем свидетельствует и лежащий в ее основе легендарный испанский сюжет, и структурные нарушения строгих правил классицистического канона. Так, для пьесы характерны:
- Чередование комических и трагических сцен;
- Неподчиненность речи героев единству языкового стиля;
- Сложная структура характера главного героя.
Дон-Жуан Мольера – это молодой повеса, смельчак, светский человек, не видящий никаких преград для проявления порочной личности. Слуга Дон-Жуана Сганарель определяет своего хозяина как величайшего из всех злодеев. Он живет по принципу вседозволенности. Происходящие с героем пьесы события обусловлены свойствами его натуры, социальными отношениями и бытовыми традициями.
Дон-Жуан, как все светские щеголи того времени, живет в долг. Он постоянно занимает деньги у Диманша, которого презирает. Дон-Жуан освобождает себя от любой нравственной ответственности. Герой соблазняет женщин, разрушает чужие семьи, и цинично склоняет к разврату простодушных крестьянских девушек, обещая каждой жениться. Он предлагает нищему золотой за богохульство, подло обращается со своим кредитором Диманшем.
Но при этом поведение Дон-Жуана противоречиво. Он смеется над чувствами женщин, но по-братски относится к своему слуге. Он бесстрашен и дерзок, но может убегать от преследователей, переодевшись в костюм крестьянина. Он циничен и жесток, но бросается на помощь незнакомцу. Мольер не стремится выставить героя циничным монстром. Все деяния Дон-Жуана не вызывают у читателя активного протеста, негодования. Скорее, наоборот, читатель удивляется галантной виртуозности сеньора. А вдохновенные тирады Дон-Жуана заставляют в нем видеть скорее пылкого покорителя женских сердец, чем жестокого, холодного совратителя.