Автор – это субъект любого высказывания, чаще всего, оформленного письменно (научного труда, философского трактата, литературно-критической статьи, художественного произведения и т.д.).
Сущность понятия «автор»
Понятие «автор» является одним из наиболее универсальных понятий литературоведения. В специальном литературоведческом значении, прежде всего, речь идет о субъекте художественного произведения.
В отечественном и зарубежном литературоведении, как правило, различаются:
- Биографический автор. Это личность, которая существует в первично-эмпирической, внехудожественной, исторической реальности;
- Автор-творец – эстетически деятельный субъект, создатель художественного произведения, мастер слова;
- Имплицитный автор – автор во внутритекстовом воплощении.
Биографический автор – это писатель, который имеет свою биографию, свою жизненную судьбу.
Автор с разной степенью включенности принимает участие в литературной жизни своего времени, вступает в непосредственные отношения с другими писателями, критиками, издательствами, редакциями и т.д. Сходство эстетических воззрений приводит к формированию писательских кружков, групп, литературных обществ и салонов.
Понятие об эмпирико-биографическом авторе, несущим полную ответственность за созданное им произведение укоренилось вместе с признанием в истории культуры ценности художественного вымысла, творческой фантазии, тогда как в литературах древности описания и повествования нередко принимались за абсолютную правду.
В фольклоре категория автора не имеет статуса персональной ответственности за произведение. Вместо автора текста здесь выступает сам исполнитель текста – сказитель, певец и т.д.
Сущность автора-творца в первую очередь определится его особой позицией так называемой «вненаходимости» относительно как формально-содержательного единства литературно-художественного произведения, так и первичной реальности – социальной, природной, исторической, бытовой и т.д., подражая которой или отталкиваясь от которой автор создает вымышленный мир. В этом случае автор выступает в качестве производителя своих собственных текстов. Автор-творец является главным источником созданной новой эстетической реальности.
Представления о творческом процессе создания текста органично соединяются с автором – творцом. Ему принадлежит замысел произведения, причем независимо того, что его вдохновило. Автор-творец проходит через все этапы осуществления своего творческого замысла вплоть до создания завершенного, состоявшегося текста.
Историки литературы отмечают постепенное возрастание в словесности личностного начала. Начиная с литературы античности, этот процесс все более отчетливо обнаруживает себя в эпоху Возрождения и связывается, главным образом, с наметившимися тенденциями преодоления художественно-нормативных канонов. Возникновение авторских интонаций связано в первую очередь с возрастанием авторитета сокровенно-личностных, задушевно-лирических сюжетов и мотивов. В эпоху расцвета искусства романтизма, которое ориентировано на обостренное внимание к индивидуально-ценностному и неповторимому в человеке, авторское самосознание достигает своего апогея. В этом смысле автор является устроителем, воплотителем и выразителем многозначной эмоциональной и смысловой целостности данного художественного произведения. Одновременно с этим известны признания авторов, что в процессе создания литературные герои начинают как бы жить самостоятельно, по каким-то неписанным законам, приобретают своеобразную внутреннюю суверенности и могут выступать вопреки первоначальным авторским предположениям и ожиданиям.
Автор, который создал текст, затем объективно теряет над ним власть. Он уже не имеет влияние на судьбу своего произведения, на его жизнь в реальном мире, на огромное многообразие интерпретационных версий, а также на воспроизведение этого художественного текста критиками, читателями, исследователями и т.д. Автор – создатель иной, искусственной реальности становится внеположен ей. Однако произведение как скомпонованный, организованный им художественный мир хранит следы творческой личности автора. В процессе творчества, по мере сотворения текста во внутренней структуре произведения самым различным образом авторские интонации начинают себя обнаруживать, проявляется авторская позиция.
Проблема отношений биографического автора, автора-творца и образа автора
Проблема отношений биографического автора, автора в художественном тексте и автора-творца является одной из ключевых и сложнейших в литературоведении. Часто личностное начало в произведении самоочевидно до такой степени, что читатель в каждом главном герое видит автора. Отношение автора-творца и образа автора трудно поддается исчерпывающему описанию. Так автор в тексте «присутствует», то правомерно говорить об авторской точке зрения, образе автора, авторской позиции в произведении. Всеведущая, субъективная роль автора, авторская идея, концепция, воля, авторский замысел обнаруживаются во всей структуре повествования.
Как эмпирическое лицо автор может быть неизвестен, однако представление об образе автора стойко хранится в самом художественно-целостном пространстве произведения (например, образ автора в «Слове о полку Игореве»).
Наиболее конкретные внутритекстовые авторские проявления дают основание литературоведам выделять различные формы присутствия автора в тексте. Чаще всего авторская субъективность наиболее отчетливо проявляется в рамочных компонентах текста, таких как заглавие, эпиграф, начало и концовка основного текста. Также в ряде произведений присутствуют предисловия, послесловия, эпилоги, которые в совокупности образуют метатекст. Сюда же относят и использование псевдонимов, имеющих выразительное лексическое значение (например, Максим Горький, Андрей Белый, Демьян Бедный и т.д.). это тоже является распространенным способ построения образа автора, целеустремленного, постоянного воздействия на читателя.