Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Новый роман» и его место в литературе послевоенной Франции

Замечание 1

«Новый роман» - это художественная практика французских писателей 1950-1970-х гг.

Новый роман, который иногда называют антироманом, – это противоречивое произведение литературы. Его сторонники пытались отойти от традиционных форм повествования, а фокус их внимания сместился с героя на предметы. Странный, почти лишенный параллелей и метафор подход был некоторое время популярен среди французских писателей 1950-1970-х годов. В этой манере создавали свои произведения такие писатели, как:

  • Ален Роб-Грийе,
  • Натали Саррот,
  • Маргарита Дюрас и другие.
Замечание 2

Новый роман также появился в кино, но только в одном фильме: «В прошлом году в Мариенбаде».

Период инноваций во французской литературе

1950-е и 1960-е годы были периодом огромных потрясений в мировой истории, а также экономических и политических катастроф. В этом международном водовороте французская литература также претерпевает значительные трансформации. Конечно, эти изменения происходят не сразу, но середину 1950-х годов можно считать периодом, когда они проявились и стали заметны всем. Они стали литературным увлечением, которое, как и все другие, изжило себя, оставив после этого не только увлекательную литературу, но и сильное влияние на последующие литературные начинания.

Чтобы понять эти сдвиги, нужно взглянуть на литературу, которая в то время считалась традиционной. Модель Толстого-Бальзака – вот как она называется. В этих произведениях автор является демиургом; он создает вселенную, в которой все находится под его контролем, включая действия и идеи персонажей. Поскольку никто другой не может этого сделать, он объясняет все читателю. Автор хорошо знает прошлое своего героя, заглянул в самые темные уголки его психики, и все это он преподносит читателю на блюдечке с голубой каемочкой. Чтобы отразить социальный ранг и душевное состояние героя, точно так же скрупулезно воссоздается окружающий мир. Читатель для этих авторов – послушный ученик, отзывчивый потребитель благ.

««Новый роман» и его место в литературе послевоенной Франции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Что такое новый роман и что он в себя включает

Новый роман – это наиболее специфичная форма постмодернистского романа. Антироман – это другой термин, обозначающий его суть: все, что противостоит классическому стилю. Антироман вызывает в воображении образы антидрамы, и не без оснований: эти два явления убили классическую литературу.

Как мог антироман уничтожить разумное, доброе, вечное, что выковывалось веками и считалось нерушимым бастионом человеческой цивилизации? Все просто: он извратил литературу до неузнаваемости, перевернув все доселе священные каноны. Создатели нового романа считали, что практика классического романа достигла своего предела и что ему необходим очистительный обряд, а именно: полное уничтожение основ, к которым читатель привязан, как к собственной постели. Ничто не может помешать ему (читателю) заснуть на середине одного из его любимых романов. Писатель должен разработать новые концепции повествования, чтобы извлекать все основные эмоции из аудитории. Как? Убрать, например, героя из повествования.

Автор и читатель берут на себя роль этого персонажа. Герой часто не имеет биографии, имени и внешности. Герой становится средоточием множества противоборствующих сил. Это набросок, условная пустая фигура, которую читатель должен заполнить собой, то есть поставить себя на место героя. Герой нового романа – это коллективный человек, а не традиционный герой, который является среднестатистическим индивидуумом. Таковы несколько разновидностей сознания, преобладающих в обществе в тот или иной период. В результате возникают символы и архетипы.

В новом романе важную роль играет полиграфическое оформление: формат, шрифты, интервалы, расположение текста, рисунки и диаграммы – все это часть эстетической игры. Комментарий автора на обложке, например, может быть неверно истолкован как фальшивый ключ, что вводит читателя в заблуждение. Автор создает полиграфический изъян, специально отрывая и уродуя слова и эпизоды. Искажение заранее запрограммировано как жизненно важный компонент структуры нового романа.

Композиция и сюжет романа занимают в новом романе центральное место, а фабула (события, происходящие с главным героем) отходит на второй план. В некотором смысле новый роман является потомком европейского сюрреализма с его автоматизмом, объединением несоединимого и акцентом на фрейдистские взгляды. Новый роман культивирует бессознательное и, как следствие, доводит стиль потока сознания до своего наивысшего выражения.

Удивительно, но «новые авторы» придавали большое значение «правильной» интерпретации собственных произведений. Они создали значительное количество высококачественной литературной критики за относительно короткий период времени.

Они смогли оценить и подробно исследовать почти все важные характеристики своих собственных произведений, так что ученым, по сути, приходилось повторять то, что изначально говорили сами писатели. Это происходило потому, что анализ проводился на очень высоком уровне научного осмысления. В результате любое обсуждение нового романа сегодня вынуждено в той или иной степени придерживаться интерпретаций, которые были представлены ранее. Правда, «новые авторы» пострадали от одержимости литературной теорией.

Из рядов «новых авторов» в середине 1960-х годов вышло поколение романистов, которое довело многие теоретические выводы старших представителей этого движения до логического завершения. Писатели стали в оппозицию «новому роману» не только на теоретическом уровне, но и в плане творческой практики.

Новый роман в целом существовал только в 1950-е годы. В 1960-е годы он уже переживает кризис. В начале 1970-х гг. «новый роман» сменяется «новейшим романом».

Новый роман 1950-х годов, как и «абсурдистский театр», был уникальным способом изображения реальной жизни, по крайней мере, в рамках «безмерности незнания» и необходимости «упорядочить хаос» в соответствии с художественными принципами. Это была своего рода абсолютизация, которая одновременно являлась пародийной насмешкой над клише современного сознания.

Дата последнего обновления статьи: 21.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot