Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Непреднамеренное в искусстве

Определение 1

Искусство – это специфический вид деятельности человека и процесс функционирования ее продуктов в обществе.

Природа искусства

Выделяют следующие компоненты искусства:

  • Непосредственно субъект художественной деятельности;
  • Специфическая творческая деятельность субъекта художественной деятельности;
  • Произведение искусства как продукт такой деятельности;
  • Субъект восприятия произведения искусства;
  • Процесс восприятия субъектом восприятия произведения искусства и его воздействия на человека.
Замечание 1

Перечисленные компоненты – это константы системы искусства.

Так как искусство является делом человеческим, то антропологический подход является наиболее адекватным его природе. Антропологический подход многослоен и включает в себя следующие уровни:

  • Биологический
  • Психологический
  • Социокультурный.

Искусство укореняется во всех этих слоях, в том числе и на уровнях психологии и биофизиологии. Однако доминирующим в этой структуре является социокультурный уровень.

Практическая жизнь человека включает в себя целый ряд каналов передачи утилитарной информации: графический, словесный, звуковой и т.д. На определенной стадии культурного развития данные каналы становятся способными к передаче и более сложно организованного, духовно-выразительного, неутилитарного содержания. В коммуникативном плане искусство можно рассматривать в качестве своеобразного «вторичного языка», или «вторичной моделирующей системы». Именно таким образом его характеризует Ю. М. Лотман, известный теоретик искусства, культуры и литературы.

Замечание 2

Ученый под вторичными моделирующими системами понимает коммуникационные структуры, которые надстраиваются над естественно-языковым уровнем.

«Непреднамеренное в искусстве» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Из данного положения вытекает целый ряд следствий. Полиморфность искусства, дифференциация его на самостоятельные виды, соответствующие многообразию каналов передачи информации и материально-языковых средств, которые при этом используются (например, живопись, литература, архитектура, музыка, кино, театр и т.д.). следующим следствием является факт использования в процессе художественной коммуникации знаковых средств. Это дает возможность изучать искусство с использованием аппарата семиологии. Семиология (семиотика), изучающая знаковые системы как средства коммуникации. Следует помнить, что несмотря на то, что вторичные моделирующие системы, так же, как и все семиотические системы, строятся по типу языка, но это не значит, что они могут воспроизводить все стороны естественных языков. Художественные знаки являются особо сложными, иерархически организованными, они не достигают присущей естественным языкам регулярности.

Помимо этого, ряд ученых, в том числе и Я. Мукаржовский, чешский теоретик искусства, поддерживают точку зрения, согласно которой знаковость в искусстве, связанная с определенностью и опосредованностью сообщаемого смысла («преднамеренное»), находит дополнение в «непреднамеренном» - одновременном переживании «вещной» области произведения как части неосмысленной реальности.

Тезис об искусстве свое продолжение находит в разграничении словесного и невербального способа коммуникации. Последние играют особенно значительную роль в многообразии видов искусства.

Непреднамеренное в искусстве

Художественная субъективность не сводится только к рациональному освоению, к осмыслению реальности. По замечанию А. Камю, автор говорит больше, чем собирался сказать. В произведениях искусства всегда присутствует что-то запредельное творческим намерениям и взглядам создателей. По мнению Д. С. Лихачева, в составе авторской субъективности различаются ее два ключевых компонента: сфера направленных и сознательных утверждений – активное воздействие на читателя, зрителя, слушателя и пассивный слой, приходящий в произведение от представлений, укорененных в обществе непроизвольно, минуя авторское сознание. Эти формы можно соотнести с тем, что Х. Ортега-и-Гассет, испанский философ, обозначает как идеи и верования. В этом случае под идеями понимаются порождаемые сомнениями, связанными с обсуждениями, проблемами и спорами «плоды интеллектуальной деятельности.

Типы художнической субъективности, о которых в данном случае идет речь, можно определить как нерефлективный и рефлективный. Такое разграничение двух областей авторского сознания было отмечено Н. А. Добролюбовым в его статье «Темное царство». В данной статье говорилось о том, что для творчества автора особенно значимыми являются не его рациональные и систематизированные теоретические воззрения, а миросозерцание – непосредственно –оценочное отношение к бытию.

Непреднамеренная, нерефлективная, преимущественно имперсональная субъективность является многоплановой. Прежде всего, это аксиоматические представления, в мире которых существует создатель произведения как человек, который укоренен в определенной культурной традиции.

В литературоведении и искусствоведении современности имперсональные и несознаваемые стороны авторской субъективности часто выносятся на первый план и абсолютизируются. Сознательные намерения, творческая воля, духовная активность художника недооцениваются, обходятся молчанием или даже игнорируются по существу.

Ограничиваясь только изучением симптомов духовной жизни автора в его произведениях, часто ученые попадают в этически не безупречное положение людей, которые подсматривают за тем, что художник хочет скрыть либо не сознает. Н. Саррот охарактеризовал современность как эпоху подозрений. Н. А. Бердяев заметил, что в начале 20 века были сделаны большие разоблачения о человеке, было открыто подсознательное в нем. Я. Мукаржовский в противовес последователям психоаналитического подхода утверждал, что авторская преднамеренность является основным фактором вызываемого художественным произведением впечатления, и имена она является соединяющим звеном между частями произведения.

Дата последнего обновления статьи: 06.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot