Мотивировка – это способ обоснования мотивов, вводимых в произведение.
Понятие мотивировки и ее виды
Мотивировка – это прием при помощи которого автор обосновывает особенности построения художественного произведения – введение какого-либо сюжетного хода, эпизода, неожиданное преображение персонажа и т.д.
В литературе Нового времени преобладает так называемая «реалистическая» мотивировка, являющаяся способом маскировки свойственной художественной литературе условности. Благодаря этому художественное произведение вызывает у читателя иллюзию правдоподобия и достоверности в описании вымышленных событий.
Психологическая мотивировка предполагает, что поведение героя произведения должно быть обусловлено свойствами его характера.
Введение в текст произведения новых героев, а также сюжетных линий, связанных с ними, должно быть оправдано композиционной мотивировкой (родство либо знакомство персонажей и т.д.). Композиционную мотивировку должны иметь также вставные тексты (например, истории, которые рассказывают герои произведения). Наряду с композиционной мотивировкой автор может использовать «обнажение приема».
Обнажение приема – это демонстрация условности всякой мотивировки.
При этом введение новых сюжетных линий и героев, включение вставных текстов, ускорение или замедление повествования становится результатом литературного произвола, которое объясняется только авторской игрой. «Обнажение приема» является свойственным пародийным текстам. Ярким примером «обнаженного приема» является окончание третьей главы «Евгения Онегина», когда обрыв повествования в один из кульминационных моментов объясняется тем, что автор устал и намерен отдохнуть и погулять. Отказ от мотивировки в модернистской литературе является одним из ведущих принципов.
Большой вклад в исследование мотивировки внесли формалисты. В их работах особенно много внимания уделялось изучению функций мотивировки, в первую очередь композиционно-стилистических, а также их эволюции и взаимосвязей внутри произведения.
В античной литературе использовались чисто условные, мифологические мотивировки – вмешательство богов в ход действия, влияние их гнева, воли, капризов на сюжет. Роль условной мотивировки могла принадлежать родству персонажей. Набор мотивировок в целом был ограниченным.
В средневековой литературе, а затем в литературе эпохи возрождения мотивировкой могла быть Божественная воля провидения, вмешательство злых сил, воля случая, недоразумения и совпадения («Декамерон»), уловки героя и его приключения (плутовской роман), ситуация сложного нравственного выбора («Божественная комедия» Данте Алигьери).
В готическом романе использовались иррациональные, мистико-фантастические мотивировки (например, тайны и ужасы в произведениях Ч. Мэтьюрина, А. Радклиф). такая тенденция позже была иначе осмыслена романтиками.
Во многих просветительских и классических произведениях в качестве мотивировки выступали опора на логику и разум, торжество долга над чувством, добродетели над пороками.
В литературе 19 века используется достаточно широкий спектр самых различных мотивировок, в рамках одного произведения может присутствовать несколько видов обоснований.
В литературе начала 20 века репертуар мотивировок испытывает модернизацию. В этот период все большую роль начинают играть так называемые «квазимотивировки», когда введение какого-либо элемента художественной системы произведения обосновывается событиями из жизни человеческого сознания и души (например, галлюцинации, сны, бред, мистическое стечение обстоятельств, мечты, воспоминания, ассоциации, парадоксы, мифы, символика).
Постмодернистская литература декларирует разрушение целостности мировосприятия и нередко опускает некоторые смысловые звенья, тем самым провоцирует читателя самостоятельно искать спрятанную мотивировку либо предлагает большой набор мотивировок, взаимодополняющих или альтернативных (отсутствие единой мотивации, «плюрализм», игра мотивировок).
Реалистическая мотивировка художественного произведения
При смене поэтических школ традиционные приемы ввода мотивов развенчиваются, и из двух мотивировок, которые применялись старой школой – традиционной и реалистической – останется только реалистический ряд. Поэтому любая литературная школа, которая противопоставляет себя старому искусству, всегда включает в свои манифесты в какой-либо форме «верность действительности и верность жизни».
Среди реалистических мотивировок выделяются:
- Национально-исторические
- Социально-психологические
- Социально-экономические
- Семейно-бытовые
- Политические
- Физиологические.
В 19 веке много школ, в названии которых есть намек на реалистическую мотивировку приемов – «натюризм», «реализм», «народники», «натурализм», «бытовики» и т.д. Символисты сменили реалистов ради сверхнатуральности (стремление от реального к более реальному), однако это не стало препятствием к появлению акмеизма, который требовал большей конкретности и вещественности, а также футуризму, который в своей начальной стадии отбросил «эстетизм» и стремился в своих творениях к воспроизведению подлинного творческого процесса, а на втором этапе разрабатывал реалистические, «низкие», мотивы. Однако реалистический материал сам по себе не имеет художественной конструкции, и для того, чтобы его оформить, необходимо применение каких-либо особых законов художественного построения, которые с точки зрения реальной действительности всегда являются условностями.
Таким образом, реалистическая мотивировка своим источником имеет или требование иллюзии, или наивное доверие. При этом это не мешает развитию фантастической литературы. Фантастическое повествование в развитой литературной среде под воздействием реалистической мотивировки, как правило, дает двойную интерпретацию фабулы, которую можно понимать и как фантастическое событие, и как реальное.