«Великое пятикнижие» – это неофициальный цикл из пяти самых масштабных романов Ф. М. Достоевского.
Богословие Достоевского
На протяжении всей своей жизни Ф. М. Достоевский имел различные религиозно-философские убеждения, и к православию шел долгим и сложным путем. В современном литературоведении существует понятие «богословие Достоевского». Исследователи по-разному трактуют православную позицию Достоевского, нередко мнения оказываются диаметрально противоположными друг другу. Например, А. В. Буздалов считает, что толкование писателем библейского эпизода «искушения Христа в пустыне» является отличным от церковной версии. Достоевский, по мнению исследователя, не видит принципиального различия между искушением Христа и искушением человека. У Достоевского сформировалась своя христология, в которой Христос и Бог – это не одно и то же. Поэтому писатель параллельно с апологией Христа стремится найти образ Идеального человека, который был бы равносилен Иисусу, в героях своих произведений: Мышкине, Шатове, Алеше Карамазове.
Князь Мышкин в материалах писателя, связанных с подготовкой к роману «Идиот», обозначен как «Князь Христос».
Для русского писателя мораль имеет теократический генезис, а поведение личности обусловливается божественными заповедями, носящими объективный и всеобщий характер. И нарушение этих заповедей ведет к тяжелым, даже катастрофическим последствиям для душевного состояния личности – к расколу человеческого Я.
Как известно, дьявол постоянно подвергал человеческую природу Христа искушениям. В трех искушениях содержаться все соблазны, которые подстерегают человека в мире:
- искушение вседозволенностью;
- искушение хлебами;
- искушение властью.
Христос победой над искушениями указывал путь спасения. Логика и содержание того или иного искушения входит в образы главных героев произведений Достоевского. Через искушения выявляется, на каком фундаменте герои строят свою жизнь.
Искушение вседозволенностью в романе «Братья Карамазовы»
Иван Карамазов не принимает не Бога, а устроенного им мира. Он постоянно задается вопросом – а существует ли Бог, если в мире страдают невинные младенцы? И если Бога нет, то и объективных, богоустановленных норм морали тоже нет. А значит, «все дозволено», ведь личность в таком случае сама становится божеством. Иван совершается тяжелейший грех - отцеубийство. В сознании персонажа происходит эмоционально-психологический раскол на две этические установки: первая настаивает на вседозволенности – дискурс черта, а вторая осуждает этот поступок – светлый дискурс.
Но в данном случае важно понять причины этого явления. Во-первых, следует отметить, что Иван Карамазов рос в довольно специфической обстановке: он не видел родительской ласки, мать умерла, а отец предпочитал воспитанию детей всевозможные виды гедонизма. В жизни Ивана не было того, что является базовой основой психического здоровья человека – теплоты межличностных отношений в семье. Кроме того, свою роль сыграла и особенность внутренней структуры личности героя, его пассивность. Он будто наблюдатель, ото всех отчужденный, мыслитель, который только лишь фиксирует грехопадение этого богоустроенного мира. Пассивность – один из признаков развивающегося недуга Ивана. Его шизофренический аутизм можно объяснить рядом факторов. Особую роль играют особенности воспитания. Как уже было отмечено, Иван рос без родительской любви, не видя примера эмоционально значимого отношения к своей личности. И эта ситуация вызвала в нем отчуждение от людей и стремление от них отгородиться за стеной холодности и презрения. У Иван Карамазова вообще нет понятия, что можно ближнего любить. Еще один фактор – психотравматичность объективной реальность. Когда любая личность попадает в мир, который создан не для нее, это вызывает разрыв между внутренним миром человека, его планами, интересами, и реальной жизнью. Объективность неисправима, тотальна, и человек не в силах ее изменить. Происходящие в ней социальные процессы не зависят от личности. Ивану Карамазову сложно принять этот мир, абсурдный, жестокий, переполненный страданиями невинных младенцев. Этот мир глуп и жесток даже к детям. И Иван не может поменять такого отношения к миру, что бунтует против его первооснов.
Усугубляет ситуацию и то, что Иван рефлектирующий человек. Он интеллектуал, который в своем сознании ясно отражает всю жестокость и антиномичность мира. Но Иван отчетливо осознает, что нарушил моральную заповедь. Писатель поднимает вопрос о последствиях моральных преступлений прежде всего для личности. Раскол сознания Ивана Карамазова выражается в его внутреннем суде над своей же личностью. Иван одновременно оказывается для себя и беспощадным судьей, и адвокатом, защищая демона в себе. Вседозволенность привела к трагическому итогу.
Мотив искушения в романе «Бесы»
Главная мысль романа – испытание героев искушениями. Центральное место в первой части занимает образ Степана Трофимовича. Мотив искушения проявляется уже в теме женитьбы. Степану Трофимовичу очень нравится Дарья Николаевна, но он не хочет жениться на «чужих грехах». Он ищет наслаждений, но делить бремя с ближним не желает. Другими словами, Степан Трофимович не хочет идти крестным путем, заповеданным в Евангелии Богом. Но в таком случае он встает на путь нарушения духовных законов, на котором не сможет противостоять искушениям.
Степан Трофимович постоянно подвергается искушению «хлебами», и поддается ему. Хоть он и объявляет, что духовное выше материального, однако сам не следует этому принципу.
Такое соседство низменного и высокого красной нитью проходит через образ Степана Трофимовича. Он отклоняет предложение Варвары Петровны, соблазнившись вторым браком. С одной стороны, его привлекает огромное состояние Ставрогиной, но с другой – его останавливает ее некрасивая внешность. А колебания Степана Трофимовича в отношении Дарьи Николаевы подчеркивают, что он – духовный младенец, который живет лишь по своим желаниям и постоянно поддается искушению «хлебами».
Идея произведения, связанная с темой искушения, проявляется и в образах других героев, за исключением Петра Степановича. Если другие герои не только искушаю, но и искушаются сами, что Петр Степанович только искушает.
Мотив искушения властью содержится в сюжетной линии, связанной с Юлией Михайловной. Она ищет поклонения себе, и свою деятельность начинает с того, что допускает смешение на всех уровнях жизни общества: смешение сословий, смешение на нравственном уровне, когда осмеянию подвергается даже семья, духовное смешение, когда поруганию подвергается Евангелие.
Достоевский подчеркивает, что сила духа человека и народа заключается в чистоте ума, сердца и идеалов. А если человек поддается искушениям, он не может отличить добро от зла, а значит, и твердой волей обладать он не может. Чтобы сломить волю народа, нужно его развратить. А для этого нужно опорочить святыни. В этом заключается духовный смысл кощунства. Эта мысль приводится и в романе.