Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мотив и лейтмотив. Свое и чужое в художественном произведении

Определение 1

Мотив — это устойчивый смысловой элемент текста, который повторяется в пределах ряда литературно-художественных и фольклорных произведений.

Мотив и лейтмотив

Мотив – понятие, пришедшее в литературу из музыковедения. Впервые этот термин был зафиксирован 1703 году в «музыкальном словаре» де Броссара.

В литературоведении это понятие применялось для характеристики частей сюжета еще Шиллером и Гете, которые выделяли пять видов мотивов:

  • Замедляющие действие
  • Ускоряющие действие
  • Отдаляющие действие от цели
  • Предвосхищающие будущее
  • Обращенные к прошлому.

Впервые понятие мотива как простейшей повествовательной единицы было теоретически обосновано в труде Веселовского «Поэтика сюжетов». Академика интересовала повторяемость мотивов у разных народов в разных жанрах. Он считал мотивы простейшими формулами, которые могли появляться у разных племен независимо друг от друга (например, борьба за невесту, борьба за наследство и т.д.). Веселовский приходит к выводу, что в первую очередь творчество проявляется в комбинации мотивов, дающих тот или ной сюжет. Далее комбинации мотивов преобразовывались в композиции и стали основой жанров повести, романа и поэмы. А сам мотив, согласно Веселовскому, остался неразложим и устойчив. Комбинации мотивов формируют сюжет, который мог переходить от одного народа к другому, заимствоваться. Каждый мотив в сюжете может быть основным или второстепенным, эпизодическим и т.д. Мотивы могут быть развернуты в целые сюжеты и наоборот.

В 20-е годы положение о мотиве как неразложимой единице повествования было пересмотрено. Согласно Проппу, мотивы раскладываются, а последняя разложимая единица не является логическим целым. Первичными единицами он называет функции действующих лиц – их поступки, которые определены с точки зрения значимости для действия. Выделение мотивов в литературе последних столетий ввиду их разнообразия и функциональной нагрузки представляет особую сложность.

Часто мотив рассматривается в качестве категории сравнительно-исторического литературоведения. В процессе изучения выявляются мотивы, ведущие к первобытному сознанию (например, мотив гордого царя, блудного сына и т.д.).

В литературе разных исторических эпох встречается большое количество мифологических мотивов. Эти мотив, непрерывно обновлялись в рамках историко-литературного контекста, но при этом сохраняли свою сущность.

Общепризнанной характеристикой мотива является повторяемость. Выделяются ведущие мотивы и второстепенные. Ведущий мотив в одном ли нескольких произведениях автора определяется как лейтмотив.

«Мотив и лейтмотив. Свое и чужое в художественном произведении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Лейтмотив – главная тема, преобладающее настроение, основной эмоциональный и идейный тон литературно-художественного произведения, литературного направления, творчества писателя; это конкретный оборот художественной речи или образ, повторяемый в произведении в качестве постоянной ситуации, характеристики героя или переживания.

Лейтмотив в процессе повторения или варьирования вызывает определенные ассоциации, при этом обретая символические, идейные и психологические глубины. Лейтмотив организует второй, тайный смысл произведения, называемый подтекстом.

Свое и чужое в художественном произведении

Представление о «своем» и чужом» возникло еще в древности и отражало особенности сознания архаичного человека подмечать и фиксировать объективные противоположности, существующие в мире. Древнему сознания присуща дуалистичность, которая отражает «извечную конфликтность» реальности.

В фольклоре оппозиция «свое» - «чужое» является доминирующей в свадебных причитаниях, здесь она имеет ценностную окраску, то есть «свое» - хорошее, а «чужое» - плохое.

Категория «чужое» имеет две ипостаси. С одной стороны, «чужое» таит в себе опасность или угрозу. Интерпретация оппозиции «своего» и «чужого» является типичной в аксиологическом плане – в форме противопоставления «хороший» - «плохой», где все принадлежащее к чужому миру имеет резко отрицательную оценку.

С другой стороны, «чужое» может быть притягательным, оно вызывает любопытство, интерес и даже пиетет, в случае, если известно о его превосходстве по каким-либо параметрам. Например, в культурной истории роль «чужого» можно расценивать как роль носителя новых технологий, идей, образа жизни.

Замечание 1

Категория «свой» чаще всего означает «личный», «собственный», «родной», «близкий», «особенный».

Адаптационные способности человека, в отличие от других видов, не так высоки, и процесс приспособления к окружающей действительности требует больше усилий. Необходимым условием сохранения психического здоровья человека является защитная оболочка, в роли которой выступает социально-культурная группа себе подобных.

В этнической психологии этнос рассматривается как психологическая общность, члены которой в принадлежности к этой общности находят удовлетворение физических, психических, социальных потребностей. Человеку необходимо ощущать себя своим среди своих.

Объем понятия «чужой» шире понятия «иностранный». Трактовки слова «иностранец» являются более нейтральными, отчасти положительными. Коннотационное поле слова «чужой» чаще связано с негативными оценками.

Замечание 2

Концепт «свое» - «чужое» отражает свойственную носителям какой-либо определенной лингвокультуры специфическую логику.

В исследованиях по лингвокультурологии отмечается, что культурные концепты являются неоднородными, могут варьироваться в зависимости от того, к какому социальному слою общества принадлежат.

Реализация концепта «свое» - «чужое» является важнейшим для творчества писателя. Он актуализируется на всех уровнях идейно-поэтической системы произведения, включая и различные системы персонажей.

Важными дифференцирующими признаками в разделении «своего» и «чужого» в творчестве писателей выступают социальные, этнические, психологические, культурные, факторы, идеологические, политические установки определенного исторического промежутка. Например, маркерами концепта часто выступают «идеальное - реальное», «белый - красный», «Родина – чужбина», «русское-иностранное».

Дата последнего обновления статьи: 19.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot