Театр абсурда – это тип современной драмы, который основан на концепции тотального отчуждения человека от социальной и физической среды.
Детство и юность Фридриха Дюрренматта
Швейцарский прозаик, публицист и драматург Фридрих Дюрренматт родился в январе 1921 года в деревне Конольфинген в кантоне Берн. Дед писателя был членом Национального совета, но несмотря на консервативные взгляды, писал сатирические стихи, в которых обличал государственный бюрократизм. Отец Дюрренматта был сельским протестантским пастором. Социальное положение отца и строгое воспитание обособили Дюрренматта от сверстников. Уже в детстве Дюрренматт начал рисовать. Это увлечение, возможно, было обусловлено вынужденной замкнутостью от общества сверстников. Любовь к изобразительному искусству сопровождала писателя всю жизнь. Дюрренматт сам делал иллюстрации к своим произведениям, эскизы к постановкам своих пьес.
В 1935 году семья будущего писателя переехала в Берн. Здесь Дюрренматт сначала поступил в Свободную гимназию, затем перешел в Гумбольдтианум, который успешно закончил в 1941 году. На формирование личности писателя повлияло протестантское воспитание, но происходило оно скорее «от противного», в противоречии со строгими требованиями дисциплины и аскетизма. Успеваемость Дюрренматта вызывала множество нареканий со стороны преподавателей, поэтому годы учебы писатель вспоминал как самый неприятный период своей жизни.
В 1941 году писатель поступил в Цюрихский университет, где изучал естествознание, философию, германистику. Однако уже после первого семестра Дюрренматт перевелся в университет Берна.
В творчестве писателя нашли отражение идем С. Кьеркегора и французских экзистенциалистов. Но попытка классического образования не увенчалась успехом – в 1843 году будущий писатель оставляет университет и полностью посвящает себя литературной деятельности. Это в значительной степени обосабливает писателя от большей части драматургов 20 столетия, у которых стремление к анализу актуальных жизненных проблем было обусловлено интенсивной интеллектуальной жизнью в университетской среде (Ионеско, Беккет и др.).
Начало творческой деятельности
Первую пьесу – «Ибо» - Дюрренматт написал в 1945-1946 гг., однако она не имела особого успеха. Несмотря на это, постановка кардинально изменила жизнь будущего писателя – он женился на актрисе Лотти Гайсслер. В браке родилось пять детей, и для писателя материальные вопросы приобрели колоссальное значение. В связи с этим в этот период Дюрренматт пишет не только пьесы, но и детективы. Детективы печатаются в газете «Швайцер беобахтер». Кроме того, Дюрренматт заключает договор на написание нескольких радиопьес с немецкими радиостанциями.
Пьесы для радио стали отдельным жанром – в истории мировой драматургии это является исключительным случаем.
Первый успех – творческий и коммерческий – начинающему писателю принесла пьеса «Ромул Великий». Этот успех в 1950 году был подкреплен новой постановкой пьесы «Брак господина Миссисипи». После этой постановки Дюрренматт был признан драматургом национального масштаба.
К этому времени уже сложилась проблематика его произведений:
- Трагическое бессилие человека в противостоянии жестокому, хаотичному миру;
- Утрата духовных корней.
Но Дюрренматт считал, что времена трагедии уже прошли, и единственная сценическая форма, способная отразить трагизм жизни современного общества – это комедия.
Драматург трагическое мироощущение передает через комическое несоответствие. Основным эстетическим приемом драматурга становится гротеск, который сводит воедино несочетаемые средства и цели, характеры и ситуации, проблемы и способы решения. Ведущим направлением драматургии Дюрренматта становится трагикомедия. В творчестве писателя отчетливо заметно влияние Брехта, но действие пьес перенесено из социальной и политической сферы в сферу нравственности, морали, духовной жизни. Ключевые темы произведений Дюрренматта:
- Предательство;
- Вина и наказание;
- Свобода;
- Справедливость;
- Верность.
Театр абсурда Ф. Дюрренматта
Театр абсурда, в противовес интеллектуальной драме-притче, заставлявшей зрителя задуматься над важными духовными и нравственными вопросами жизни, был направлен на воссоздание эмоций, в первую очередь тех, что вызваны состоянием потрясения сознания, столкнувшегося с абсурдностью бытия и непостижимостью мира.
Театр абсурда отрицает реалистичные ситуации, образы и друге соответствующие театральные приемы. В таких произведения место и время изменчивы и неопределенны, разрушаются даже самые простые причинные связи. Главные черты произведений театра абсурда:
- Бессмысленность интриги;
- Бесцельная болтовня;
- Повторяющиеся диалоги;
- Драматическая непоследовательность действий.
Все перечисленные особенности подчинены одной цели – созданию сказочного или ужасного настроения.
Одной из самых знаменитых пьес Ф. Дюрренматта является «Визит старой дамы». Существует несколько экранизаций произведения, которые отличаются в зависимости от страны и языка, где разыгрывается действо. Но присущие тексту писателя провидческие мотивы с течением времени усиливаются.
В фарсовой комедии абсурдный мир замещает все сферы бытия. Дюрренматт не стремится отображать реальность, драматург создает собственную реальность. Она вполне конкретна, но придумана для того, что возведя истину в степень абсурда и гротеска, воссоздать ее незримую сущность.
Своей резкостью и эмоциональностью неоконченный роман «Город» напоминает стилистику экспрессионизма. Произведению Дюрренматта характерна та же абстрактность, тот же образ толпы как единого целого. Впервые в этом романе писатель разработал мотив «лабиринта», имеющий важное значение для его творчества. Этот мотив затем был повторен в повести «Зимняя война в Тибете», новеллах «Поручение», «Туннель», в поэтической прозе «Минотавр».
Мир в романе Дюрренматта – это картина запутанного, мучительного сознания человека.