Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мифологическая школа в литературоведении

Определение 1

Мифологическая школа – это направление научной мысли в литературоведении и фольклористике.

Направление возникло в эпоху европейского романтизма. В основании течения – эстетика романтизма, представленная в трудах Ф. Шеллинга, братьев Гримм и др.

В центре внимания научного направления – миф как первообраз поэзии, из которого впоследствии развились наука и философия; мифология, древние мистерии как условие и первичный материал для искусства. Соответственно, возрождение, развитие искусства представляется возможным на основании мифотворчества. Применительно к немецкому искусству и культуре, источником должна стать мифология древних германцев и порожденная ей немецкая поэзия.

По мнению представителей мифологической школы, миф имеет божественное происхождение, становится основой для рождения национальной народной поэзии, фольклора как безличного, бессознательного творчества коллективной народной души. В процессе эволюции на основании мифа возникают различные формы народного творчества: эпос, легенда, сказка и т. д.

Применяя к изучению фольклорных материалов методы сравнительного языкознания, Гримм удалось обнаружить схожие явления в фольклоре различных народов, что позволило им сделать вывод о наличии «прамифа».

Мюллер и Кун стремились к воссозданию этой древнейшей мифологии, устанавливая сходства мифологических образов различных индоевропейских народов. По их мнению, в основании всех национальных мифов – обожествление природных сил.

Несмотря на идеалистическое преувеличенное понимание роли мифологии в процессах развития науки и культуры, деятельность научной школы способствовала росту научного интереса к фольклору, его изучению. Благодаря научному направлению в самостоятельные области познания выделились:

«Мифологическая школа в литературоведении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • фольклористика;
  • сравнительная мифология.

«Неомифологическая» школа XX ст.

В прошлом столетии положения и результаты мифологической школы стали основой для формирования «неомифологической» теории. В основании данного направления – учение об архетипах К. Юнга.

Определение 2

Под архетипами ученый понимает результаты, продукты коллективного бессознательного творчества первобытного человечества, обладающие магической природой.

Выражениями архетипов являются:

  • фольклор;
  • мифы;
  • сказки.

Мифологическая школа в России: Ф. И. Буслаев

В России одним из ярких представителей мифологической школы был Ф. И. Буслаев, труды которого составили целую эпоху в изучении национального искусства и русского языка.

Русская словесность изучалась ученым в органическом единстве с историей развития, духовной жизнью русского народа. По мнению Буслаева, зарождение поэзии является естественным, природным для человека. В данном аспекте он оспаривает мнение братьев Гримм относительно того, что доисторический человек не мог осмыслить собственные способности говорить как особый, присущий только ему дар. В качестве подтверждения собственной позиции Буслаев приводит факт того, что у древних славян слово «язык» имело значение «народ». Соответственно, уже на начальных этапах развития человечества оно не мыслило себя без речи.

Более того, аналогичные формы и взаимосвязи обнаруживаются в итальянском и готском наречиях, следовательно, осознание себя в качестве носителей речи свойственно не только славянам. В свою очередь, осознание себя как носителей речи как уникального природного дара не могло не привести к реализации словесного творчества, которое было органичной формой существования речи. Владение речью возникло одновременно с началом языческих обрядов, права, знания, заклинания и чародейства.

В то же время индивидуальное речевое творчество на начальных этапах развития человечества отсутствовало, поскольку словесные виды искусства служили выражению общих для общества идей, отражали своеобразие системы верований и пр.

В доисторические времена результаты, продукты речевого творчества отражали языческие верования общества, мифы становились отражением особенностей познания людьми окружающей социокультурной действительности, попыткой ее интерпретации, объяснения. Более того, сформировавшиеся и сохранившиеся в быту устойчивые формулы образного мышления и поведения впоследствии, после принятия христианства, не вступили в конфликт с новой системой миропонимания, но органично объединились с ней.

По мнению Буслаева, влиянию христианского мировосприятия славяне подверглись задолго до «официального» принятия христианства, что нашло свое отражение в языке. Русский народ

«…задолго до Кирилла и Мефодия подвергся влиянию Христианских идей…»

С принятием христианства художественная деятельность славян сосредотачивалась на служение патрону местного города, местночтимым святыням, чудодейственным иконам. По мнению ученого, принятие христианства обусловило особенности развития не только национального искусства, но и национальной ментальности. Именно в христианском просвещении народ осознал себя, собственные способности к саморазвитию, усвоению общечеловеческих гуманных начал, что отразилось, прежде всего, в языке, а затем – и коллективном поэтическом творчестве.

Под влиянием христианского миропонимания осуществляется развитие и русской национальной литературы, которой свойственна бессознательная преданность старине: русский народ

«…живет в этом сомкнутом круге эпической старины, определяемой обрядностью и неизменностью однажды принятых обычаев и форм.»

Язык, результаты речевого творчества отражают ход исторического процесса любого национального сообщества, вмещают в себя весь опыт исторической и духовной жизни.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что мифологическая школа оказала огромное влияние на дальнейшее развитие литературоведения, обогатив его результатами изучения национального фольклора, подняв проблемы, которые по сегодняшний день не утратили своей актуальности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot