Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Массовый читатель и массовая литература

Массовая литература – это, в широком смысле, все то в литературе, что не получило высокой оценки читающей публики и осталось либо незамеченным, либо вызвало негативную реакцию.

Понятие и сущность массовой литературы

Ю. М. Лотман разграничил литературу на «массовую» и «вершинную». Ученый в сферу массовой литературы отнес произведения Ф. И. Тютчева, так как в пушкинскую эпоху они были неприметны. По мнению Лотмана, поэзия Тютчева вышла за границы массовой литературы только тогда, когда художественно образованный слой общества дал ей высокую оценку (во второй половине 19 века).

Существует представление о массовой литературе как о так называемом литературном «низе», и это представление является гораздо более распространенным и влиятельным. Такое представление восходит к теориям, классицистически ориентированным – нормативные поэтики резко противопоставляли друг другу высокие, канонические, серьезные жанры и неканонические, смеховые, низкие.

Определение 1

Массовой литературой называется совокупность популярных произведений, рассчитанных на невзыскательного читателя, который в них ищет в первую очередь развлечения и не желает самостоятельно мыслить.

Примером литературного «низа» отечественной литературы 19 века является «Повесть о милорде Георге», которая полна примитивной сентиментальности, банальных мелодраматичных эффектов и в то же время грубовато просторечна. Эта повесть с 1782 по 1918 годы неоднократно переиздавалась и была весьма популярной. Автором произведения является Матвей Комаров. В своей рецензии на эту повесть В. Г. Белинский писал: «Сколько поколений в России начало свое чтение, свое занятие литературой с «Английского милорда»!».

Массовая литература призвана обслуживать читателя, у которого понятия о добре и зле, о жизненных ценностях тяготеют к общепризнанным стандартам и исчерпываются самыми примитивными стереотипами. Герои произведений, относящихся к популярной литературе, как правило, лишены психологической индивидуальности, характера, так называемых особых примет. Персонажи таких произведений превращены в своеобразный «знак», фикцию. Поэтому авторы бульварной литературы так любят использовать значимые фамилии – маски. Например, как писал А. С. Пушкин, Г. Булгарин дает действующим лицам своих произведений незатейливые имена – убийца носит фамилию Ножев, дурак – Глаздурин, взяточник – Взяткин и т.д.

«Массовый читатель и массовая литература» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Еще одним отличием персонажей массовой литературы от героев высокой литературы является крайний схематизм. При этом отсутствие характеров в популярной литературе компенсируется динамично развивающимся действием. В таких произведениях обилие фантастических, невероятных происшествий, и наглядным примером этого являются книги о приключениях Анжелики. Герои произведений массовой литературы, как правило, не обладают собственно человеческим лицом и часто выступают в качестве суперчеловека.

Пример 1

Например, Джерри Коттон – чудо-сыщик, который был создан коллективом анонимных авторов. Он фанатик справедливости, герой-супермен, ставящий служебный долг превыше всего. Но в психологическом плане он ничем не выделяется, его интеллектуальные способности не подвергаются испытаниям, например, как Шерлока Холмса, Жюля Мегрэ и Эркюля Пуаро.

Массовая литература порождение индустрии духовного потребления. Например, в Германии производство популярных романов поставлено на конвейер: ежемесячно издательством выпускается определенное количество романов какого-либо жанра, которые строго регламентированы по сюжету, языку, стилю, характеру и объему. Для этого издательство содержит авторов, которые на договорных началах, в заранее определенные сроки, регулярно поставляют произведения, отвечающие указанным требованиям. Рукописи издаются не под именем настоящего автора, а под каким-либо псевдонимом. И рукопись, и псевдоним принадлежат издательству, которое имеет право, без согласования с автором переделывать, исправлять рукопись, а также выпускать под одним псевдонимом рукописи разных авторов. Авторское начало, таким образом, уничтожается. Такая особенность массовой литературы сформировалась постепенно.

Таким образом, главными особенностями массовой литературы являются:

  • Ориентир на невзыскательного читателя
  • Главной задачей массовой литературы является развлечение
  • Отказ от категории «автор»
  • Клишированность
  • Формульность
  • Схематизм персонажей
  • Отсутствие психологичности образов и т.д.

Массовая литература вызывает негативное отношение со стороны большей части представителей художественно-образованных слоев общества. Однако при этом предпринимаются опыты рассмотрения популярной литературы как явления культуры, имеющего и позитивные свойства.

Массовый читатель

Круг чтения и восприятие прочитанного сильно отличается у людей разных общественных слоев. Например, в русской крестьянской среде, а также части городской рабоче-ремесленной 19 века центром чтения являлась литература, имеющая религиозно-нравственную направленность. Преимущественно это были книги житийного жанра, называвшиеся «божественным». Эти книги не вызывали интерес у художественного образованного слоя. Также в круг чтения входили произведения авантюрного, развлекательного характера, называемые сказками – «Повесть о милорде Георге», «Еруслан», «Бова».

Что касается «высокой» литературы 19 века, то она долгое время не находила отклика у народного читателя (исключение оставляют сказки А. С. Пушкина, «Вечера на хуторе…» Н. В. Гоголя, «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова). Для читателя из народа в русской классике было нечто совершенно чуждое его интересам и далекое от его духовно-практического опыта. Читатель воспринимал произведения «высокой» литературы по критериям привычной словесности, и поэтому чаще всего оказывался разочарованным.

А в 20 веке из-за социально-политических коллизий противоречия между читательским опытом большинства и художественно-образованного меньшинства обострились. В период тоталитарных режимов, мировых войн, стремительной урбанизации массовый читатель отчуждается от эстетических и духовных традиций. Это не располагает к освоению высокого искусства.

Но при этом круг чтения массового читателя чрезвычайно широк и не сводится только к примитивному «чтиву». Он включает в себя и литературу, которая обладает художественными достоинствами, и классику. А художественные интересы массового читателя выходят за рамки низкопробных, однообразных, тривиальных произведений.

Дата последнего обновления статьи: 04.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot