Лингвистика – это наука о языке.
Связь литературоведения и лингвистики
Как известно, язык и литература тесно взаимосвязаны. В произведениях художественной литературы отражаются веками формировавшиеся языковые традиции и их изменения. Литература является инструментом, который служит для сохранения, фиксации и передачи языковой картины. В то же время без языка невозможно написание даже самого примитивного текста. Язык и литература всегда были объектами пристального изучения, в результате чего сформировались две самостоятельные науки, на которых держится вся гуманитарная область знаний – лингвистика и литературоведение. Объединяет эти две дисциплины филология. Между литературоведением и лингвистикой много общего, обе дисциплины изучают явления словесности. Но литература и лингвистика ставят перед собой совершенно разные познавательные задачи, поэтому по существу они являются различными науками:
- лингвистика занимается изучением всяких явлений словесной деятельности людей для того, чтобы установить в них особенности закономерного развития языков, которые существуют во всем мире;
- литературоведение занимается изучением художественной литературы различных народов мира для того, что познать закономерности и особенности ее собственного содержания и форм, выражающих их.
Несмотря на различия, литературоведение и лингвистика находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Художественная литература, наряду с другими явлениями словесности, служит чрезвычайно важным материалом для различных лингвистических наблюдений и выводов о каких-либо общих особенностях языков каких-либо народов. Однако особенности языков произведений художественной литературы возникают в связи с своеобразием и особенностями их содержания. Поэтому литературоведение способно дать очень многое лингвистке для понимания важных особенностей художественной литературы, которые способны объяснить свойственные ей особенности языка.
При этом литературоведение при изучении формы произведений художественной литературы не способно обойтись без знаний истории и особенностей языков, на которых написаны эти произведения. В этом случае на помощь ему приходит лингвистика.
В качестве предмета изучения литературоведения выступает не только художественная литература, но и художественная словесность мира, устная и письменная. В ранний период исторической жизни народов литературы у них не было вообще, она возникла только тогда, когда народ овладевал письменностью. До момента усвоения либо создания письменности произведения у всех народов создавались устно и распространялись в устной передаче. Таким образом появлялись разного рода песни, сказки, пословицы, легенды, заговоры и т.д. Такие произведения устного народного творчества в науке получили название «фольклор». Произведения устного творчества у народов продолжали создаваться и после возникновения письменности. Развитие фольклора происходило параллельно с развитием художественной литературы. Он тесно взаимодействовал с ней и часто оказывал сильное влияние на ее развитие. Фольклор существует и в настоящее время.
Художественная литература в разные исторические эпохи имела разные возможности своего существования и распространения.
Палеография и текстология
Письменность у народов появлялась, как правило, в те времена, когда у них только формировался классовый строй и государственная власть. Но печатать свои произведения народы не умели еще долгое время. Печатное дело стало распространяться только в середине 15 века. До этого произведения переписывались от руки, что было очень кропотливым и трудоемким делом.
Произведения существовали в небольшом количестве экземпляров – «списков».
Многие такие списки были сделаны с других списков, и связь с оригиналом произведения часто утрачивалась. Переписчики вносили в текст свои дополнения, сокращения, нередко допускались и случайные ошибки. К тому же, под списками обычно подписывались переписчики, а имена авторов произведений забывались. Авторство некоторых значительных произведений, например, «Слова о полку Игореве», установить не удалось по сей день. Поэтому изучение древних и средневековых литератур является очень сложным делом, требующим поиска рукописей в архивах, книгохранилищах, а также сравнения различных редакций и списков, их датировки. Время создания произведений на основе списков осуществляется путем изучения материала, на котором произведения написаны, почерка, манеры письма, особенностей языка переписчиков и авторов, состава событий, фактов, лиц, которые изображены либо упоминаются в произведениях и т.д. В этом случае на помощь литературоведению приходит лингвистика, которая дает ему знания по истории развития языков, а также расшифровывает системы знаков.
В связи с этим сформировалась отдельная филологическая дисциплина, которая получила название «палеография». Изучение древних и средневековых литератур разных народов не представляется возможным без глубокого знания палеографии и лингвистики. При изучении литератур нескольких последних веков необходима помощь и со стороны лингвистики. Литературные языки народов, на которых создавались и продолжают создаваться произведения художественной литературы, постепенно развиваются, происходит изменение их грамматического строя и лексического состава. Ряд слов устаревает, ряд получает совершенно новое значение. Появляются новые речевые обороты, синтаксические конструкции применяются по-новому и т.д. Также авторы в своих произведениях часто используют местные социальные диалекты, которые по своей грамматике и лексике отличаются от литературного языка. Поэтому при рассмотрении произведений литературоведы должны учитывать эти факторы, опираясь на лингвистические знания.
Часто литературоведам приходится вести сложную работу по установлению подлинности текстов, их законченности и полноты, принадлежности определенному писателю и т.д. Поэтому в литературоведении появилась новая дисциплина, которая получила название текстологии.
Таким образом, литературоведы, изучающие древнюю и средневековую литературу должны владеть соответствующими разделами палеографии и лингвистики, а литературоведы, которые занимаются изучением новой и новейшей литературы должны опираться на лингвистику и данные текстологии.