Разделы литературоведения – основные структурные компоненты литературоведения как науки о художественной литературе.
Традиционно выделяют основные и смежные разделы литературоведения. К основным относятся:
- Теория литературы. В центре внимания исследований - своеобразие литературы как формы духовной деятельности, изучение закономерностей развития литературного процесса, методов создания литературных произведений, жанров, структурных особенностей построения художественных произведений;
- История литературы занимается изучением истории развития литературного процесса в разных странах;
- Литературная критика занимается выявлением, анализом художественной ценности отдельных произведений, творчества отдельных писателей.
История развития литературоведения в России
Длительное время литературоведение не было выделено в отдельную область научного познания. Художественные произведения и их интерпретация, анализ, критика воспринимались как одно целое. Как и в других европейских странах, литературоведческая рефлексия в России имела место с незапамятных времен. Уже в «Слове о полку Игореве» автор противопоставляет две стилистические манеры:
- Бояна в начале произведения;
- свою собственную, отражающую особенности создания былин времени написания произведения.
Секреты стихосложения рассматривает в своих сочинениях М. Грек.
Первые историко-литературные курсы по поэтике и риторике были основаны Ф. Прокоповичем в Киево-Могилянской академии.
Различные литературоведческие аспекты подвергались изучению в трудах Л. Зизания, М. Смотрицкого, М. Ломоносова, А. Кантемира.
Однако полноценный статус науки о художественной литературе литературоведение приобрело лишь в XIX ст. В это время осуществляется бурное развитие литературной критики, появляются историко-литературные, теоретические исследования. Огромную роль в становлении литературоведения сыграло творчество и исследования В. Белинского. Принимали участие в развитии отечественного литературоведения выдающиеся писатели и поэты этого времени: А. Пушкин, Л. Толстой, Н. Гоголь, И. Тургенев и др.
Способствовала развитию литературоведения и борьба, которая разгорелась на страницах ведущих журналов этого времени: «Современник», «Отечественные записки» и пр.
В начале прошлого столетия огромное влияние на развитие литературоведения оказали теоретическая поэтика А. Потебни, историческая поэтика А. Веселовского, формальная школа Ю. Тынянова.
В середине прошлого века в целостную систему окончательно оформились взгляды М. М. Бахтина: представления о полифоническом романе, хронотопе, диалогичности, которые стали основой для формирования концепции интертекстуальности в зарубежном литературоведении.
В это же время были разработаны теории лирического (Л. Гинзбург), типического (А. Ревякин), изучены многочисленные проблемы жанров древнерусской литературы (Д. Лихачев).
Во второй половине минувшего столетия огромный вклад в развитие литературоведения привнесли ученые тартуско-московской школы (Б. Успенский, Ю. Лотман).
Под влиянием Д. Лихачева и А. Лосева в качестве одного из ведущих методов литературоведения оформился историко-теоретический. Сущность данного подхода заключалась в необходимости внесения теоретического аспекта в историю литературы и исторического – в теорию литературы.
Отечественное литературоведение сегодня
В последние десятилетия развитие отечественного литературоведения осуществляется под влиянием глобализационных процессов, мультикультурных явлений, в результате чего литературоведение сталкивается с такими новыми для себя явлениями, как интертекст, маргинальные явления в литературе, интернет-культура и пр.
На сегодняшний день литературоведение сталкивается с необходимостью обновления, переосмысления методологии литературоведческих исследований, максимально полного учета не только литературных, но и внелитературных факторов: экономических, политических, общеисторических.
В процессе проведения литературоведческих исследований следует учитывать следующие факторы:
- Появление современных литературных произведений осуществляется под влиянием унификации культур – глобализации в художественной сфере, вызванной глобализацией в экономической сфере. Глобальное искусство отражает новую стадию исторического развития человечества, наступившую после падения Берлинской стены, когда искусство входит в согласие с ритмом глобализации, стандартизирующей финансовые и экономические структуры, способствуя замене вариативности содержания и форм художественных произведений единообразием. Как отмечают исследователи, современный художник отражает в своих произведения не столько национальную культуру, сколько мир экономического производства. В процессе создания произведений художники используют новые технологии, язык рекламы и пр. Все это приводит к появлению качественно новых художественных произведений, что должно быть учтено литературоведением;
- Произведения Постмодерна характеризуются фрагментарностью, коллажностью, калейдоскопичностью; отмечается размывание границ между различными видами искусства.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что отечественное литературоведение прошло длительный путь своего исторического развития. Сегодня область научного познания вступила в новую стадию своего развития, обусловленную как глубокими онтологическими масштабными трансформациями социокультурного контекста, в котором создаются художественные произведения, так изменениями понимания сущности искусства. Отечественное литературоведение сегодня остро нуждается в выработке новых подходов и методов литературоведческих исследований, которые позволят учитывать не только литературные, но и нелитературные факторы.