История литературоведения – это исторический путь становления литературоведения как науки о художественной литературе, выделения его в самостоятельную область научного познания.
История развития литературоведения
Зарождение литературоведения восходит к трудам Аристотеля «Поэтика» и «Риторика», в которых были представлены термины и понятия, которыми и сегодня оперирует литературоведение. На данном этапе осмыслению подвергались отдельные теоретические проблемы литературоведения, в том числе, проблемы стиля, сущности ораторского искусства, жанровой классификации и кодификации и т. д. Иначе говоря, на данном этапе осуществляется формирование основ теории литературы как одного из разделов литературоведения.
В эпоху Средневековья развитие литературоведения было замедлено, теоретики литературы уступили место практикам.
В эпоху Возрождения отмечается возврат к достижениям литературоведения античности, выдающиеся писатели этого времени стремятся не только создавать произведения, но и осмысливать их. Иначе говоря, осуществляется зарождение литературной критики как одного из разделов литературоведения.
Дальнейшее развитие литературоведения осуществлюсь под влиянием немецкого сентиментализма, романизма, идей просвещения.
Выделение литературоведения в самостоятельную область научного познания в России произошло в XIX ст., когда под влиянием критических заметок Белинского, творчества А. С. Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстого, дискуссий на страницах «Современника», «Русского вестника» стали формироваться принципы и подходы к изучению литературных произведений.
В середине прошлого столетия в русском литературоведении был решен комплекс литературоведческих проблем, в том числе, исследование жанров древнерусской литературы, активно развивается история литературы как раздел общего литературоведения.
История литературы
Наиболее поздним разделом литературоведения выступает история литературы, выделение которой в самостоятельную область научного познания было подготовлено рядом исторических факторов. Прежде всего, для того, чтобы новое направление исследований могло появиться, необходимо было:
- осознать специфику научного знания как проверяемого, достоверного, что было осуществлено в рамках философии и точных наук XVIII- XVIII вв.;
- освоить принцип историзма, разработанного романтиками начала XIX в.;
- соединить биографические сведения о писателе и особенностях его произведений, что было реализовано французским литературным критиком Сент-Бевом в том же XIX в.;
- выработать представления о литературном процессе как развивающемся культурном явлении, которое подчиняется определенным законам, что было реализовано в работах литературоведов прошлого века.
Иначе говоря, выделению истории литературы в отдельную область научного познания способствовала длительная работа философов и литературоведов прошлого.
На сегодняшний день история литературы представляет собой отдельную область науки, которая:
- обладает собственным предметом познания – мировой литературный процесс;
- обладает собственными методами познания: типологический, сравнительно-исторический, историко-теоретический, системно-структурный, психоаналитический, мифологический, тезаурусный.
С формированием истории литературы литературоведение приобрело свой современный вид как области научного знания, изучающего художественную литературу во всех аспектах ее проявлений.
Ключевые термины литературоведения
На протяжении длительного периода своего развития в рамках литературоведения были сформированы ключевые термины, которые успешно используются при проведении литературоведческих исследований, номинируют литературоведческие понятия.
В качестве одного из таких терминов выступает понятие «литературный процесс».
Понятие это появилось в 20-х годах прошлого столетия для характеристики исторического развития, эволюции и особенностей функционирования художественной литературы как целостности, которая воспринимается в культурном контексте.
Огромный вклад в формировании данного понятия был внесен М. М. Бахтиным, научная деятельность которого позволила сформировать основные положения как теории литературы, так и литературной критики, истории литературы. В целом, научная деятельность Бахтина во многом обусловила современный облик отечественного и зарубежного литературоведения. В частности, его идея диалогичности стала основой концепции интертекстуальности, представленной сегодня в зарубежном литературоведении.
Благодаря научной деятельности Ю. Н. Тынянова отечественное литературоведение обогатилось понятием «литературный факт».
Под указанным термином ученый понимает события в литературном процессе, которые входят в структуру литературы эпохи как целого.
В прошлом столетии в отечественном литературоведении был разграничены понятия школы, направления, течения, которые на протяжении столетий воспринимались и использовались как синонимичные, взаимозаменяемые.
Под направлением сегодня понимается наиболее общее типологическое объединение писателей отдельной исторической эпохи на основании общности художественного метода, который используется в процессе создания художественных произведений.
В рамках направления выделяются отдельные течения писателей, которые не могут быть объединены в единое направление по причине размытости системы художественных принципов, а также школы как объединения писателей, которые создаются ими самостоятельно.
Таким образом, отечественное литературоведение прошло длительный путь своего исторического развития, превратившись в самостоятельную область научного познания с объектом исследования, богатым методическим аппаратом, ключевыми терминами и понятиями, отвечающими потребностям литературоведческих исследований.