Происхождение художественного образа
Художественный образ является неотъемлемой частью понимания эстетики.
Образное мышление часто противопоставляется концептуальному мышлению. Считается, что первым появилось образное мышление, а мышление, основанное на концептах, возникло на более позднем этапе развития человека. Эту идею развивал Дж. Вико в своей работе «Основания новой науки об общей природе наций» 1725 года.
До настоящего времени в художественном творчестве основным является образное мышление и архаическое моделирование действительности. Когда мы читаем некое поэтическое произведение, где обязательно фигурируют художественные образы, мы сами того не замечая, вносим в представляемую поэтом картину мира долю своего воображения. Это не удивительно, так как известные исследователи психологии человека указывали на близость сновидений и художественных произведений.
Что такое художественный образ
Художественный образ - это конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Художественный образ неоднозначная категория, с одной стороны, он передает окружающую действительность, с другой он создает вымышленную реальность. Эта вымышленная реальность воспринимается читающим как существующая на самом деле.
Художественный образ является категорией многосоставной и многогранной. Он соединяет в себе органическое взаимодействие материального и духовного. Образ соединяет в себе противостоящие друг другу сферы. Образ соединяет субъективное и объективное, существующие с возможным, единичное с общим, идеальное с реальным, в результате этого взаимодействия вырабатывается согласите и гармония.
Художественный образ – образ человека
Когда мы говорим о художественном образе, в первую очередь мы имеем ввиду образа человека, героя произведения, действующих лиц. Художественный образ может включать в себя и образ предметов и явлений. Однако не все ученые согласны с такое трактовой. Многие критикуют столь широкое понимание художественного образа, например, «образ народа». В подобных случаях следует говорить об идее, теме или проблеме народа.
Еще более сложно стоит вопрос в тех случаях, когда центральным персонажем произведения является животное, например, в таких произведениях как «Каштанка», «Белолобый», «Холстомер». В подобных работах психология и мировоззрение живого существа воспринимаются опосредованно. Однако нельзя воспринимать образ животного так же, как и образ человека, так или иначе образ животного будет подвергнут анализу посредством понятий, относящихся к человеческой психологии.
Таким образом, можно сделать вывод, что в концепт «художественный образ» могут быть включены только человеческие персонажи.
Классификация художественных образов
Художественные образы можно классифицировать на:
- индивидуальные
- хара́ктерные
- типические
- образы-мотивы
- топосы
- архетипы
Отличительной особенностью индивидуального художественного образа является его самобытность и необычность. Чаще всего такие образы представляют собой плод воображения самого автора. Индивидуальные художественные образы в большей степени характерны для творчества писателей романтиков и писателей фантастов, например, Квазимодо в "Соборе Парижской Богоматери" В. Гюго, Воланд в "Мастере и Маргарите" М. Булгакова.
Характерный художественный образ отличается от индивидуального в первую очередь тем, что он является обобщающим. В таких образах запечатлены характеристики, нравы, особенности людей той эпохи, о которой идет речь в художественном произведении, например, персонажи "Братьев Карамазовых" Ф. Достоевского.
Типичный художественный образ подразумевает наивысшую степень характерного образа. Иными словами, в данном случае под «типичным» понимается наиболее вероятное, характерное, образцовое для определенной эпохи. Типичные художественные образы были обязательными для реалистической литературы XIX века. Примерами типичных художественных образов можно назвать отца Горио О. Бальзака, Анну Каренину Л. Толстого, мадам Бовари Г. Флобера и др. Часто в типичном художественном образе автор может отразить как социально-исторические характеристики эпохи, так и общечеловеческие черты характера персонажа.
Такие понятия как образы-мотивы и топосы выходят за границы индивидуального образа. Под образом-мотивом понимают часто повторяющуюся тему в творчестве писателя, например, «деревенская Русь» у С. Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока.
Под топосом понимают общие и типичные образы, которые были созданы в литературе в определенную эпоху, или в литературе определенной нации, а не отдельно взятого писателя. Например, образ «маленького человека», который присутствует в творчестве таких писателей как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголя, М. Зощенко, А. Платонова.
Такое понятие как «архетип» все чаще и чаще начинает встречаться в концепции литературоведения. Смыслом это понятие наполнил швейцарский психолог К. Юнг. По К. Юнгу, архетип — это общечеловеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение. Архетип имеет связь с мифологическим миром. Писатели, как и все люди носят в себе эти архетипы, но кроме этого они еще могут наполнять эти архетипы новым современным содержанием. В литературе существует такое понятие как «мифологема», которое имеет прямую близость с понятием «архетип». Отличие мифологемы от архетипа заключается в том, что по мимо образа она включает в себя еще и мифологические сюжеты.
Художественный образ и символ
Проблема соотношения образа и символа начала волновать издевателей еще в XIII веке. По мнению известного итальянского философа средневековья Фомы Аквинского, задача художественного образа состоит не только в том, чтобы отразить мир реальный, главным для образа является отражение того, что человек не может воспринять по средствам органов чувств.
Позже такие философы и литераторы как Вико, Гегель, Белинский упростили понимание образа, для них образ представлял собой некий «иконический» знак.
Функции и структура художественного образа
Художественный образ несет в себе множество важных функций. Основными из них являются:
- эстетическая функция
- познавательная функция
- воспитательная функция
- коммуникативная функция
Образ, который создал автор прямым или косвенным образом влияет на реальную жизнь. В качестве пример можно привести тот факт, что, подражая главному герою произведения «Страдания юного Вертера», Гете Вертеру, как и герой романа, молодые люди прибегали к суициду.
Структура художественного образа неоднозначна. С одной стороны, она консервативна, с дугой изменчива. Образ, который создается писателем включает в себя как впечатления автора из реальной жизни, так и вымышленные элементы. В разные эпохи и в разных литературных направлениях на первый план выносятся разные элементы. Каждая новая эпоха требует нового прочтения образов, которые были созданы ранее.
Так или иначе, художественный образ представляет собой достаточно сложный литературоведческий и философский концепт. Это понятие изучается не только в рамках литературоведения, но и в рамках психологии, антропологии, мифологии и истории.