Литературоведение – это область научного познания на стыке искусствознания и филологии, которая занимается изучением, исследованием художественной литературы во всем ее многообразии.
Литературоведение представляет собой системное единство основных и смежных дисциплин. К основным относятся:
- история литературы;
- теория литературы;
- литературная критика.
К смежным относятся следующие направления научного познания:
- атрибуция автора;
- библиотековедение;
- архивоведение;
- историография литературоведения;
- текстология;
- библиография литературоведения;
- библиография художественной литературы;
- палеография;
- библиографическая эвристика;
- методика преподавания литературы;
- психология творчества и пр.
В совокупности основные и смежные направления исследования формируют собой целостность, основу литературоведения.
История развития литературоведения
По своей сути, литературоведение представляет собой разновидность литературного творчества. Область научного познания и ее предмет генетически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Длительное время они отожествлялись. Само литературоведение расценивалось как один из видов художественного творчества. Считалось, что только писатель, способный создать художественное произведение, способен оценить результаты художественного труда другого.
Зарождение литературоведения относится к античности, когда вырабатывались первые каноны художественных произведений. Начало разделению теоретической и практической поэтики было положено Аристотелем, его трудами «Риторика» и «Поэтика». В дальнейшем эти ветви поэтики развивались параллельно, продолжая и органично дополняя друг друга. Аристотель таким образом стал основоположником европейской теории литературы. Он разработал основы учений о литературных произведениях и литературном творчестве как таковом, одним из первых выделил проблемы соотношения различных видов искусства, родового и жанрово-видового деления литературы, специфики поэзии, функций трагедии и пр. Дальнейшее развитие европейского литературоведения основывалось на концептуальных основах учения Аристотеля.
В эпоху Средневековья развитие литературоведение несколько замедлилось. Литературоведы-теоретики уступили место писателям-практикам, которые создавали свои произведения, не рефлексируя о канонах искусства, других теоретических проблемах.
Качественные изменения в литературоведении произошли в эпоху Возрождения. В это время появляются выдающиеся шедевры мировой литературы. Но писатели уже не только создают произведения, но и предпринимают попытки оценивания творчества своих современников. Наибольшее внимание уделяется статусу литературного языка, национальным народным языкам, которые пришли на смену латыни.
Эпоха классицизма отличается динамическим равновесием между теоретическим и практическим литературоведением. Рационализм, присущий научному и художественному мышлению эпохи, обусловил пафос произведений и поэтических манифестов.
Под влиянием просветительских идей предпринимаются попытки кардинального решения проблем специфики художественной литературы, ее соотношения с другими видами искусства. Появляются первые опыты критического обзора, анализа современного литературного процесса, построения курсов национальных литератур.
Важное место и истории развития литературоведения как области научного познания занимает немецкая эстетика начала XIX ст. В это время интерес к вопросам художественной литературы, литературного процесса стали проявлять философы. Концептуальные литературоведческие проблемы поднимали в своих работах И. Кант, Г. В. Ф. Гегель.
По мнению Канта, искусство представляет собой "игру познавательных способностей", в результате реализации которой осуществляется познание. Сам творец получает наслаждение на основании безграничной свободы воображения.
В понимании Гегеля в основе искусства – соотношение идеи и формы. Именно соотношение указанных концептов обусловливает смену эпох литературного творчества:
- Символическая эпоха: идея и форма абстрактны, не выражены, не соответствуют друг другу;
- Классическая: форма и содержание совпадают, идея находит свое адекватное воплощение в формах искусства;
- Романтическая: идея выходит далеко за пределы формы, абсолютный дух, идея освобождается от чувственной формы, само искусство приобретает духовный характер.
Романтизм принес с собой расширение культурного кругозора, переосмысление художественного опыта всех предыдущих эпох, обращение к национальным истокам, фольклору, местному колориту, отражающему дух народа, особенности его ментальности. На данном этапе в произведениях чувствуется активное присутствие автора, отмечается преобладание лирики над эпосом, лиризация драмы. Сами произведения отражают нацеленность на активизацию зрительского и читательского восприятия.
Задачи литературоведения
Сегодня литературоведение ставит перед собой широкий круг исследовательских задач, в том числе:
- ознакомление с арсеналом художественных приемов;
- осознание сущности и предназначения художественной литературы и литературного творчества;
- интерпретация читательского вкуса;
- изменения читательских интересов и восприятия художественных произведений;
- выработка критериев оценивания художественных произведений;
- выработка приемов комментирования художественных произведений;
- совершенствование писательского мастерства;
- диахроническое и синхроническое описание развития литературных процессов.
Таким образом, литературоведение прошло длительный путь своего исторического развития. Зародившись в античности, на сегодняшний день область научного познания призвана решить ряд актуальных проблем, связанных с различными аспектами литературного процесса, литературного творчества.