Литературный манифест – это жанр литературной декларации, форма изложения эстетической программы течения, направления или школы.
Сущность понятия «манифест»
Жанр литературного манифеста зародился в 19 веке. Слово «манифест» во Франции использовалось с 12 века в теологическом смысле – объявление воли Бога. В 16 веке оно дополнилось семантикой итальянского слова «manifesto» - «публичная декларация» и стало фигурировать в значении публичного объявления политической программы.
Манифест – это письменное заявление, в котором политические лица излагают свои взгляды либо объясняют свое поведение.
В 1828 году появилось новое определение манифеста.
Манифест – это письмо, цель которого - заявление о новых идеях.
В литературно-художественной практике романтизма манифест стал главной формой литературной саморефлексии и эстетической полемики. Это понятие первоначально использовали как обозначение текста «противника». Например, Стендаль в своей второй статье от 1825 года «Расин и Шекспир» дает подзаголовок: «Ответ на манифест против романтизма, произнесенный г-ном Оже на торжественном собрании Института», а в тексте называет речь сторонника классицистической поэтики И. Оже академическим манифестом.
В 1833 году была опубликована статья Д. Низара «О начале борьбы с легкой литературой», в которой он критиковал разрушительную легковесность романтических жанров – повести, романа и драмы, и в целом всем «романтические фантазии». Эта статья стала восприниматься как манифест литературных ретроградов.
Реже сами консервативно настроенные критики называли свои критические выпады «манифестами». В 1828 году Ш. Фарси выпустил «Манифест «Художественного журнала» против новой школы живописи, так называемой шекспировской, романтической и пр.».
Манифесты романтиков
Одновременно с негативным значением, в этот же период слово «манифест» наполняется и положительной семантикой». В 1824 году был опубликован «Манифест французской Музы» А. Гиро. Современники отмечали, что симпатии автора этого манифеста были на стороне «новой школы». А. Гиро считает, что новому обществу требуется новое искусство – «истинное, серьезное и интимное».
Ш. Сент-Бев в 1828 году в своей статье «Исторический и критический обзор французской поэзии и французского театра XVI века» называет статью Ж. дю Белле «Защита и прославление французского языка» «подобием литературного манифеста».
А в письме от 15 апреля 1829 года, адресованном редактору «Глоб», Сент-Бев называет свою книгу «Жизнь, поэзия и мысли Жозефа Делорма» последним манифестом новой школы.
Таким образом, понятие «манифест» оказалось прочно связано именно с «новой школой», то есть с романтизмом. В 1834 году Ж. Жанен публикует статью «Манифест молодой литературы», в которой выступает в защиту поэтики романтиков нового поколения. Основной задачей этого манифеста является не изложение собственной художественной программы, а стремление отразить нападки противников романтизма.
В том же году был выпущен манифест Э. Пюикузена «Южная литература. Манифест!», тоже пропитанный воинственно-критическим духом.
Параллельно с понятием манифеста появляется понятие «предисловие-манифест», так как в эпоху романтизма писатели часто превращали свои предисловия в довольно эпатажные эстетические декларации. Пародируя или высмеивая привычную функцию предисловий, ставивших целью рекламу сочинения и его автора и, как правило, не читавшихся, писатели использовали предисловие в качестве игрового нарративного пространства, устанавливающего связь с читателем через активное утверждение новой программы творчества.
Но знаменитое «Предисловие к Кромвелю» В. Гюго не сразу стали называть манифестом, именуя его первоначально как «литературные правила» и сближая этот текст с классицистическими поэтиками. Возможно, это было обусловлено тем, что сочинение В. Гюго было в первую очередь эстетической программой, а не своеобразным «боевым листком», хоть здесь большое место занимала критика старой эстетической системы.
Сам Гюго называет литературным манифестом свой трактат «Вильям Шекспир».
Возможно, по той же причине – отсутствие агрессивной критики – «Введение» к «Этюдам о нравах» Бальзака не получило определения «манифест» ни у самого автора, ни у его современников.
В 1855 году была выпущена программа-проспект выставки живописи Г. Курбе «Реализм». Она была названа манифестом не художником, а писателем Шанфлери. В заглавии сборника Шанфлери «Реализм» не было слова «манифест», однако в статьях этого сборника присутствовали характерные «манифесту» интонации настойчиво-агрессивного утверждения собственных взглядов.
Таким образом, в первой половине 19 века жанровым содержанием манифестов становится одновременно и формулировка задач и принципов нового творчества, и опровержение позиции «старой школы». Поэтика литературы стала излагаться в форме манифестов в тот момент, когда задачей писателя стало стремление к изменению привычного курса литературного развития.
Литературные манифесты во второй половине 19 века
Особую роль в распространении манифестов сыграла периодическая печать. Наибольшую популярность собственно манифесты, содержащие программу художественного творчества, и предисловия-манифесты получили во второй половине 19 века, в период распространения натурализма и символизма. Тогда выросла потребность писателей в провозглашении разрыва с традицией и пересмотре литературного прошлого.
К манифестам натуралистического направления относятся:
- Предисловия братьев Гонкур к романам «Анриэтта Марешаль», «Жермини Ласерте», «Девка Элиза».
- Предисловие Э. Гонкура к роману «Братья Земганно».
- Предисловия Э. Золя к романам «Карьера Ругонов», «Тереза Ракен», «Западня» и т. д.
Но в этих манифестах писатели выступают не только от имени какого-либо течения или от школы, но в большей степени от себя.
Обобщающим документом натуралистической эстетики является «Экспериментальный роман» Э. Золя, содержащий статьи, письма, эссе.