Литературные иерархии и репутации – это категории литературоведения, направленные на структурирование литературных жанров и произведений, условное разграничение произведений искусства на высокую (подлинную) и массовую литературу, на литературный верх и низ.
Литературная иерархия современной русской литературы
Глубокие онтологические трансформации российского общества оказали огромное влияние на развитие литературных процессов: литература перестала быть для русской нации учительницей и проводницей. На протяжении столетий национальная литература создавала и культивировала национальные ценности, формировала социально одобряемые поведенческие паттерны, во многом сформировала облик современной России и народа, населяющего ее. Однако в 90-х стало очевидным, что все созданные художественные образы не вписываются в суровую действительность сложного переходного кризисного этапа, который переживала страна. Писатели и поэты также оказались в сложной ситуации, были растеряны, в результате чего русская литература добровольно сложила с себя полномочия выступать в качестве воспитателя человеческих душ, в качестве рупора общественного мнения; места положительных героев-маяков заняли «новые русские», алкоголики, бомжи и пр.
В конце прошлого столетия в обществе активно культивировался слух об «исчерпанности» русской литературы, впрочем, как и литературы, искусства в целом, о полнейшей бездарности произведений современной литературы, ее несоответствия классическим канонам и т. д. Отдельные исследователи подчеркивали, что русские писатели современности больше не делают эстетических открытий, что русское слово уже давно не учитель, но ученик, что у него нет будущего. Писатель утратил свою прежнюю роль властителя дум. На его место пришли имиджмейкеры, мастера предвыборных технологий и т. д. Литература в своем традиционном значении как искусство слова оказалась не нужна интенсивно капитализирующейся России.
Отечественная литература уступила свои позиции:
- Прежде всего, массовой культуре, таким ее жанрам как детектив, триллер, дамский роман, фэнтези.
- Так называемой «учительской литературе», раскрывающей суть различных мистических практик, учений, медико-психологических руководств и т. д.
- Большому количеству эссеистики, мемуаристики, которые начали вытеснять «литературный верх», «элитарную литературу».
- Публицистике политического характера.
- Переводной литературе.
Иначе говоря, в конце прошлого столетия в отечественной литературе преобладала «массовая литература», «литературный низ».
Поиски выхода из литературного кризиса
Под напором увеличения указанной литературы русская национальная литература стала искать выход из сложившегося кризиса, что привело к коренным изменениям литературного процесса, роли автора, иерархии жанров и их репутации, роли писателя и типа читателя. Сегодня новое значение приобретают традиционный и новый, складывающийся «виды» литературы.
Традиционная для советского литературоведения схема «Верх – Низ» или сложившаяся к концу прошлого столетия схема «Низ – Беллетристика» существенно усложнились.
Подобные изменения были обусловлены, прежде всего, появлением массовой литературы. Следует отметить, что сам термин массовой литературы характеризуется многозначностью. Его используют:
- и в отношении литературы, которая не получила позитивной оценки критиков, не была замечена образованной публикой;
- и в отношении всего стандартного, стереотипного чтива для массового читателя, не приобщенного к классической, «элитарной» литературе.
Следует отметить, что употребление указанного термина по отношению к литературе весьма условно, ее критерии весьма размыты (например, в известной классификации Ю. Лотмана признакам массовой литературы отвечают стихи Тютчева). Само разделение литературы на массовую и элитарную весьма условно. Критерии эстетической или общественной значимости, художественности не являются абсолютными категориями, они постоянно меняются. Соответственно, литература всегда находится в состоянии перемещений от литературного низа к литературному верху, от элитарности к массовости и наоборот.
В последние годы эти процессы постоянных изменений и трансформаций приводят к появлению качественно новой в историческом плане литературы, в которой элитарное и массовое сливаются. Специфика пограничного исторического периода приводит к пограничности самой литературы, которая сегодня отличается смелыми экспериментами, что позволяет достигать необычных художественных эффектов, усиления воздействия на личность реципиента.
Сегодня в литературе наглядно отображается переход современного российского общества от монокультуры к культуре многомерной, в которой содержится множество субкультур. Единая, четко сформулированная система ценностей отсутствует, единые критерии оценивания художественного произведения отсутствуют, как отсутствует и единый взгляд на литературу в целом. Нет единства в понимании возможных тенденций развития литературных процессов. Само понятие литературы было вытеснено мультилитературой, направленной не на одного конкретного читателя, но на различные читательские аудитории.
Сегодня можно выделить и качественную, традиционную, высокую, «элитарную» литературу и литературу "массовую", и произведения на стыке, так называемую «мидл» литературу.
Таким образом, на основании проведенного анализа следует сделать вывод, что под влиянием глубоких изменений социокультурной ситуации в России конца прошлого столетия существенно изменилась традиционная иерархия литературных отношений, усложнились традиционные взаимоотношения литературного верха-низа. Возникает новая литература, которая объединяет и меняет традиционные каноны, отличается инновационностью, смелостью, множественными экспериментами и языковыми играми.