Реализм – это направление в искусстве, широко распространенное во второй половине 19 века и проявляющее себя в последующие эпохи культурного развития.
Реализм: становление, основные черты
Для произведений писателей-реалистов характерно жизнеутверждающее начало, даже если сюжет основан на трагическом конфликте. Одной из основных особенностей этого направления является попытка писателей рассмотреть действительность в ее развитии, а также обнаружить и описать новые общественные, психологические, социальные отношения.
Реализм, пришедший на смену романтизму, имеет признаки, характерные для искусства, стремящегося найти справедливость и правду, желающего преобразовать мир, изменить его в лучшую сторону.
В произведениях авторов-реалистов главные герои совершают свои умозаключения и открытия после длительных раздумий и проведения глубочайшего самоанализа.
Основные черты эстетики и философии реализма:
- Идея позитивизма и материализма как мировоззренческие основы;
- Стремление к объективному изображению реальности;
- Историзм;
- Народность;
- Стремление представить мир во всей его противоречивости и сложности, но при этом цельным;
- Искусство рассматривается как средство познания человеком окружающей действительности и самого себя;
- Попытка познать законы реальной действительности с целью изменения ее к лучшему;
- Героем является обычный человек, типичный представитель определенного социального круга, конкретной исторической эпохи;
- Отсутствие запретных тем;
- Основные требования к искусству – точность, достоверность, правдивость.
Развитие критического реализма в России и Европе происходит практически одновременно. Через довольно короткий промежуток времени реализм становится ведущим направлением в искусстве и литературе всего мира.
Литературный реализм во Франции связан с именами Стендаля и Бальзака, в Германии – Бюхнера и Гейне, в России – с Гоголем и Пушкиным. Все эти писатели и поэты в своем литературном творчестве переживают неизбежное влияние романтизма, однако постепенно от него отдаляются, отказываются от идеализации реальности и переходят к изображению более широкого социального фона, на котором протекает жизнь персонажей.
Реалисты в результате сложной теоретической и творческой полемики с последователями романтизма нашли для себя следующие прогрессивные традиции и идеи:
- Демократичность;
- Интересные исторические темы;
- Веяния народного фольклора;
- Гуманистические идеалы;
- Прогрессивный критический пафос.
Реализм 20 века
Реализм начала 20 века, которому пришлось пережить борьбу лучших «классиков» критического реализма (Франса, Флобера, Шоу, Мопассана, Роллана) с веяниями новых направлений в искусстве и литературе (импрессионизм, декаданс, эстетизм, натурализм и т.д.), приобретает совершенно новые черты. Реализм 20 века обращается к социальным явлениям реальной действительности, раскрывает психологию личности, описывает мотивированность человеческого характера и раскрывает судьбу искусства. Основу моделирования художественной реальности составляют философские идеи, возникает авторская установка в первую очередь на интеллектуально-активное восприятие произведения в процессе его чтения, и лишь затем на эмоциональное.
К классическим образцам интеллектуального реалистического романа относятся труды Томаса Манна, драматургия Б. Брехта, «Признание авантюриста» и «Волшебная гора» Ф.Круля.
В произведениях реалистов 20 века углубляется и усиливается драматическая линия, в них присутствует больше трагизма (например, «Великий Гетсби» С. Фицджеральда), возникает особый интерес к внутреннему миру человека. В результате попыток изобразить бессознательные и сознательные жизненные моменты человека появляется новый литературный прием – «поток сознания», близкий к модернизму.
Для реализма 20 века характерен жизнеутверждающий окрас, вера в человека и его силы, что особенно заметно в произведениях Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, М. Твена, Д. Лондона, Б. Шоу, Р. Роллана, Э. М. Ремарка, Дж. Голсуорси.
Как направление реализм существует и в современной литературе.
Биография и творчество Томаса Харди
Томас Харди родился в 1840 году в деревне Верхний Бокхемптон, графство Дорсет. Население деревни составляло около пятидесяти человек. Отец писателя был каменотесом и строителем. Вместе с двумя сестрами и братом Харди воспитывался дома, воспитанием занималась мать писателя. Женщина умела читать, но не умела писать, и решила, что ее сын должен получить лучшее образование, чем она сама. Поэтому девятилетнего Томаса Харди отправили учиться в церковно-приходскую школу Дорчестера. По мнению одноклассников, Томас был некомпанейским и скромным. Обучение продолжалось и после школы, мать писателя настаивала на том, чтобы ее сын много читал и занимался самообразованием.
В 1856 году Харди окончил школу и поступил на обучение к архитектору Д. Хиксу. В 1862 году Харди переехал в Лондон, где продолжил изучение архитектуры в Королевском колледже. Затем А. Бломфелд принял Харди на работу. В Лондоне писатель обучался живописи, изучал латынь и греческий.
В 1867 году Харди написал свой первый роман, однако не смог найти издателя и уничтожил рукопись.
В 1871 году Харди анонимно опубликовал второй роман – «Отчаянные средства».
С 1887 года Томас Харди стал писать короткие рассказы, сюжеты которых он брал из жизни Дорсета. Имя Харди стало широко известным в литературных кругах, за публикации рассказов он получал хорошие деньги. Рассказы Харди были опубликованы в трех сборниках:
- «Группа Благородных Дам»
- «Уэссекские рассказы»
- «Маленькие Иронии Жизни».
После того, как романы «Джуд Незаметный» и «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» подверглись жесткой критике викторианских читателей, Харди перестал писать романы.
Он писал поэмы и стихи на самые разные темы – о событиях прошлых лет, о великой войне, об эпизодах сельской жизни.
В 1913 году вышел последний, четвертый, сборник рассказов Томаса Харди «Изменившийся человек».