Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

География художественного мира "Франкенштейна" Мэри Шелли: символический аспект

Готическая литература — это жанр литературы, возникший во второй половине XVIII века в период раннего романтизма.

Готическое и романтическое в литературе

Для английской литературы начала 19 века характерна значительная жанрово-стилевая вариативность и исторически детерминированный переходный период в развитии. Творчество Мэри Шелли является чрезвычайно показательным в плане жанрового разнообразия. В ее творчестве нашли отражение процессы перехода от готического романа (предромантизма) к романтизму. Для того, чтобы определить черты романтического и готического в романе М. Шелли «Франкенштейн» необходимо дифференцировать содержание этих понятий в культурном контексте.

Слово «готический» для человека эпохи Просвещения было синонимом варварского. Однако для английских писателей второй половины 18 века готика означала не только суеверие, страхи и Средневековье, но и фантазию и воображение, которые просветители приписывали уму. Одной из особенностей, характерных для готического романа, является тоска по «потерянному раю» Средневековья, с его ощущением силы веры и тайны, а также презрение к рационализму современности. Поэтому в понятие «готическое» включается:

  • Понятие старинного (средневекового);
  • Понятие магического.

Движение романтизма не является индивидуально-однородным. У романтиков восприятие жизни как бесконечно борьбы и ощущение причастности к мировым процессам вступает в сложное сочетание с индивидуальными особенностями. Со стилистической стороны текстам романтиков присущи следующие черты:

  • Живая, пластическая образность;
  • Лирический и героический пафос;
  • Яркие описания природы и персонажей;
  • Новые жаровые формы поэмы, баллады, элегии.

Таким образом, понятие готического включает в себя присутствие различных темных сил, мифологических персонажей, например, демонов, вампиров, привидений. Готическим может быть и пейзаж – покинутые имения, мрачные замки, склепы, подземелья, аббатства. Персонажи полностью зависят от воли писателя, они не являются самостоятельными. Для понятия романтического характерна внутренняя борьба героя, неудовлетворенного положением дел, недовольного обществом и как правило, возвращающегося к прошлому. Готический фон добавляет романтическому герою загадочный средневековый колорит. Здесь «романтическое» и «готическое» пересекаются.

«География художественного мира "Франкенштейна" Мэри Шелли: символический аспект» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Литературные и мифологические источники романа М. Шелли

Для того, чтобы определить степень новизны романа М. Шелли, необходимо рассмотреть ключевые литературные мифологические источники произведения.

В первую очередь внимание привлекает название произведения – «Франкенштейн, или современный Прометей». Это является отсылкой к античной мифологии, к которой обращались авторы всех времен. Многих писателей интересовал миф о Прометее, вылепившем людей из земли и воды. Франкенштейн уподобляется ему с той разницей, что он испугался своего создания и отверг его. Прометей был супругом Пандоры, открывшей ящик с несчастьями для человечества. Франкенштейн тоже чуть не создал для своего монстра подругу, но воздержался от этого и заплатил жизнями своих близких за это. Таким образом, Шелли подводит читателя к мысли о том, что акт творения должен совершаться с осознанием своей полной ответственности, в противном случае от него следует отказаться, что и делает Франкенштейн, уничтожая незавершенное творение. Источником сюжета, кроме античной мифологии, можно считать и еврейскую легенду о Големе.

Определение 1

Голем – это человекоподобное существо, созданное посредством магического акта из глины.

Согласно этой легенде, Голем не имеет души, не обладает даром речи и лишен полового влечения. Изготовление Голема считалось крайне опасным и позволялось только очень опытным кабаллистам. Франкенштейн задумал сотворить существо, похожее на мифического Голема, лишенное сознания и души, из личного тщеславия и желания доказать свои способности в науке. Однако созданное им существо обладало духовным миром и существовало и развивалось независимо от своего творца. Созданное Франкенштейном существо стремилось к добру, однако человеческая жестокость сделал его орудием зла. Содержание средневековой легенды было значительно изменено М. Шелли. Монстр в ее произведении чувствует и мыслит, и в отличие от Франкенштейна, обладает понятием ответственности.

Замечание 1

Сама писательница среди произведений, оказавших влияние на идею романа, называет «Бурю» Шекспира и «Потерянный рай» Дж. Мильтона.

Все эти источники в романе М. Шелли не просто противопоставлены друг другу, они существуют во взаимосвязи, словно две стороны одного целого.

Художественный мир «Франкенштейна» М. Шелли

В художественном мире произведения на всех уровнях происходит взаимодействие готического и романтического. Композиционно роман представляет собой письма капитана Уолтона, исследователя крайнего Севера, к своей сестре. В них он рассказывает о Викторе Франкенштейне, которого его судно подобрало во льдах. Основным рассказчиков в тексте произведения является Франкенштейн, но некоторую часть занимает повествование монстра. Завершается роман смертью Франкенштейна и встречей капитана с существом, которая описывается в последнем письме.

К романтическим мотивам произведения относится мотив путешествия. Именно путешествие становится отправной точкой для дальнейшего развития действия. Поездка Виктора Франкенштейна по Европе, путешествия монстра в поисках убежища отражают определенный этап становления героев произведения. Капитан Уолтон едет исследовать Север, но своей цели не достигает.

Замечание 2

Путешествие в его случае – это символ разочарования в идеях рационалистов, символ обращения к пессимистическому восприятию мира.

Франкенштейн уезжает из родного дома в поисках знаний, что приводит к развитию в нем тяги к науке и тщеславия. В результате он создает человеческое существо и оживляет его. Одно за другим на него обрушиваются несчастья, и он едет в Англию, за новыми знаниями, которые нужны для того, чтобы создать подругу для своего монстра.

Созданный искусственно монстр путешествует в поисках любви и сочувствия, но находит лишь ненависть. Он теряет веру в себя, превращается в жестокого и мстительного, однако раскаяние не дает ему покоя.

Финальная гонка ученого за своим созданием приводит их во льды Арктики. Это подтверждает неразрывную связь между создателем и созданием. Они не могут быть друг от друга отделены, так как их связывают страдания.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot