Становление индивидуально-авторского метода
Дж. Чейз – английский писатель, признанный мастер детективного жанра, один из наиболее известных и популярных создателей романов-боевиков, которые пользуются огромным успехом у читателей различных стран.
Свой творческий путь Чейз начал с небольших юмористических рассказов, опубликованных под различными псевдонимами. В 1938 году он предпринял первую попытку создать произведение в духе приключений американских гангстеров, свой первый «крутой детектив» - «Нет орхидей для мисс Блэндиш». На создание произведения у автора ушло 12 дней.
В основе сюжета – история о двух мелких грабителях, которые решились на кражу дорогого колье у дочери местного богача. Миллионер Блендиш и не знал, что его подарок на день рождения дочери станет для нее роковым. Однако дело приняло неожиданный поворот и привело к убийству приятеля девушки и похищению самой девушки. Обнаружилась возможность вытрясти из богача приличную сумму денег в виде выкупа. Мисс Блендиш перешла к банде, управляемой престарелой преступницей Ма Гриссон, сын которой неожиданно влюбился в свою пленницу. Мисс Блендиш заперли в комнате и накачивали наркотиками. Однако постепенно об узнице узнавало все больше людей. Дело окончилось полицейской облавой. Сама мисс Блендиш, очнувшись от наркотиков, не выдержала произошедшего и покончила с собой.
Произведение было хорошо принято и публикой, и критикой. В это время появился псевдоним Чейз, известный сегодня большинству читателей мира. Впоследствии, в 1948 году, произведение было экранизировано. Более того, лента вызвала общественный резонанс: часть британского общества полагала, что лента должна быть снята с проката, поскольку в ней демонстрируется насилие и секс.
Постепенно Чейз стал профессиональным писателем, он много пишет и публикует свои работы. Некоторый перерыв в творческой деятельности был связан со службой в Воздушных силах в годы Второй мировой войны. В это время он также редактирует журнал RAF. К этому периоду относится появление рассказа «Зеркало в комнате 22». Рассказ повествует о зеркале, установленном в старом доме, хозяин которого покончил с собой, а последние обитатели были найдены мертвыми с перерезанным горлом. Произведение было опубликовано под настоящим именем писателя Р. Реймонд и стало первой попыткой выйти за рамки криминальной тематики.
К моменту окончания Второй мировой войны было опубликовано 11 произведений Чейза
В процессе написания произведений использовал справочники и энциклопедии о жизни американского преступного мира, словари американского сленга. Действие большинства его произведений происходит на улицах американских городов, хотя сам автор в Америке никогда не жил.
После войны автор решает отойти от стереотипного изображения гангстерской американской действительности и обратиться к преступному миру Лондона, преступности в родной Англии, уровень которой после войны вырос. Он пишет произведение «Скорее мёртвый, чем живой», опубликованное под новым псевдонимом А. Грант. Роман был высоко оценен и критикой, и публикой.
В 1960 году отправился на Дальний Восток. Впечатления от поездки были положены в основу произведений:
- «Гроб из Гонконга»
- «Лотос для мисс Квон»
Романы эти созданы в стиле «крутых детективов», представленных в творчестве Д. Хэммета и Р. Чандлера, причем последний в 1943 году обвинил Чейза в плагиате. Обвинение было доказано, и Чейз был вынужден принести публичные извинения, а также выплатить компенсацию. Данный случай свидетельствует о том, что в качестве материалов для собственных произведений Чейз использовал не только собственный опыт и воображение, но и произведения своих американских коллег.
Хотелось бы добавить, что это не единичный случай, когда Чейз сталкивался с судебной системой. В 1942 году британскими властями был запрещен роман «Мисс Каллаган впадает в печаль» из-за изображения в романе торговли белым рабами. Писателя и издательство обвинили в публикации непристойной книги, они были оштрафованы.
«Крутой детектив» Чейза
В отличие от классического детектива, в котором главными качествами героя являются логика и дедукция, в «крутом» большее значение имеет физическая активность героя, его кулаки и пистолет, а еще лучше – и то, и другое. Поиски преступника требуют силы, ловкости, смелости, хитрости, знаний улицы и преступного мира. Чаще всего, главный герой вынужден противостоять не только преступности, но и полиции.
Сюжеты произведений Чейза характеризуются наличием крутых, неожиданных поворотов. Действия разворачиваются динамично напряженно, непредсказуемо. Сам Чейз сформулировал формулу своих произведений крайне просто: Америка, женщины, насилие, быстрота.
Для детективов английского писателя характерно нарушение «формулы» детектива: преступление может изображаться в самом начале романа, главным героем может становиться преступник, известный с первой страницы произведения, в результате чего акцент смещается с раскрытия преступления на поимку преступника.
Вся совокупность произведений может быть условно представлена следующими группами:
- «чисто детективные» произведения, в которых в расследовании запутанных преступлений участвуют частные сыщики: «Сувенир из «Клуба мушкетёров», «Двенадцать китайцев и одна мышка», «Это серьёзно», «Первое дело Гирланда», «Запах золота», «Положите её среди лилий»;
- серия произведений о Гирланде может быть отнесена к шпионскому приключенческому роману. В центре внимания автора – агент ЦРУ, который по всему миру противостоит резидентуре «советского блока».
Хотелось бы отметить, что обращение к шпионскому роману во многом выступало данью моде. В 1960 году вышел первый фильм о Бонде, после чего шпионская тема стала необычайно популярной.
Для творчества Чейза характерно смешение приключений, детектива, фантастики, обращение к различной проблематике, стремительность развертывания сюжета, его необычность и непредсказуемость.