О писателе
Американский писатель и эссеист Уильям Сьюард Берроуз является одним из ключевых авторов американской литературы второй половины 20 века. Берроуз считается важнейшим представителем бит-поколения наряду с Джеком Керуаком и Алленом Гинзбергом. Берроуз является членом Американской академии искусств и литературы, а также командором французского Ордена Искусств и литературы.
Уильям С. Берроуз родился 5 февраля 1914 года в Сент-Луисе, штат Миссури, в очень состоятельной семье. Берроуз обучался в престижном Гарвардском университете, затем продолжил получать образование в Европе. Много времени Берроуз уделял путешествиям.
В 1940-х годах писатель повстречался с будущими членами внутреннего круга битников.
Понятие «битники было предложено в 1958 году. Этот термин основывался на представлениях о слое молодежи, который характеризовался неприятием традиционных ценностей нации и асоциальным поведением.
В это же время появились и первые литературные опыты Берроуза. Свою первую книгу писатель опубликовал в достаточно зрелом возрасте, на тот момент ему было тридцать девять лет. Литературная слава Берроуза началась с экспериментального романа под названием «Голый завтрак», который был опубликован в 1959 году. Творчество Берроуза оказало значительное влияние на современную литературу и музыку, а также на поп-культуру в целом.
Берроуз умер в 1997 году. После смерти писателя интерес в литературному наследию Берроуза не ослабевает, его книги продолжают переиздаваться. Были выпущены юбилейные издания романов, приуроченные к датам их первой публикации. Кроме того, были изданы записи из дневников писателя, а также его переписка с друзьями и сборники интервью.
Исследованию сочинений Берроуза посвящено большое количество литературоведческих работ.
Произведения американского писателя экранизировались, причем неоднократно. Особенную известность получил фильм, снятый по роману «Голый завтрак» - «обед нагишом». Режиссером этого фильма является Дэвид Кроненберг.
Переводы книг Берроуза в России стали появляться в середине 1990-х годов. В настоящее время основная часть произведений писателя доступна на русском языке, однако точность ряда переводов отдельные специалисты ставят под сомнение.
Основные темы творчества Берроуза
Критики и исследователи творчества Берроуза выделяют основные три темы:
- наркотическая зависимость
- гомосексуальность
- контроль.
Берроуз испытал большое количество проблем с законом ввиду употребления наркотических веществ. Поэтому писатель достаточно часто обращался именно к этой теме в своих художественных произведениях. Однако большое внимание этому вопросу он уделял и в своих публицистических текстах.
Берроуз в своем эссе критиковал современные методы лечения этой привычки, применявшихся в США. По мнению писателя, применяемые для лечения препараты являются опасными и считал их крайне неэффективными.
Однако, одной лишь критикой методов лечения наркозависимости Берроуз не ограничивался, он рассматривал вопрос более широко, на уровне всего общества и государства. Несмотря на старания писателя, все его попытки привлечь внимание к действительно эффективным методам лечения не привели к необходимому результату. Главную причину этого автор видел в политике Соединенных Штатов, которая направлена в первую очередь на получение прибыли из большого количества наркозависимых. Он отмечал, что в первую очередь фармацевтические компании заинтересованы в существовании заболеваний, а препараты, которые реально могут искоренить болезнь, для фармокомпаний опасны.
Саму страну Берроуз называл «кошмаром», и считал, что люди, ответственные за политику страны являются исключительно глупыми и злонамеренными. Соединенные Штаты писатель рассматривал как рассадник наркомании, расизма, истерии, извращенной религиозной морали, назойливой миссионерской политики и т.д. Берроуз был убежден, среди всех современных политиков нет ни одного, который мог бы признать дефектность этой системы.
По мнению писателя, единственной угрозой властям является молодежь, он призывал к тому, чтобы почаще устраивать студенческие беспорядки.
Напрямую с темой наркозависимости коррелирует тема контроля. В своем эссе ««Письменное показание: заявление по поводу Болезни», которое было написано в качестве предисловия к роману «Голый завтрак», Берроуз разъясняет свою позицию относительно наркотиков и открывает суть романа.
Автор рассматривает механизмы контроля общества. В романе Берроуза «Нова Экспресс» главные преступники используют наркотики в качестве средства управления всей планетой.
Основываясь на собственном опыте Берроуз выделяет три принципа монополии:
- никогда и ничего не давать бесплатно
- не давать больше, чем следует, то есть всегда держать покупателя голодным и заставлять ждать
- забирать все обратно, как только подвернется хоть малейшая возможность.
К идее контроля в творчестве Берроуза примыкает сила слова. Он считает, что письменное слово является своего рода вирусом, который породил устное слово. Он пишет, что убеждение, приказ, внушение – это все слова, и ни одно контролирующее устройство не способно корректно работать без слова.
Берроуз отмечал тесную связь между контролем и сексуальностью. С этим аспектом человеческой жизни связаны всевозможные общественные запреты. Эти запреты писатель воспринимал как форму проявления общественного контроля над сознанием общества и каждого конкретного человека. отношения между мужчинами и женщинами Берроуз рассматривал чрезвычайно радикально. Он считал, что полам необходимо как можно реже контактировать друг с другом. Он считал, что институт семьи – это одно из главных препятствий на пути прогресса, а причина этого заключается главным образом в том, что детей воспитывают преимущественно женщины. Также он приводил в качестве довода выводы психоаналитиков, которые считают, что неврозы родителей обязательно передаются детям.
Таким образом, писатель пытался донести обществу свои идеи и размышления на тему прогресса, дальнейшего развития, показывал свое отношение к ключевым проблемам.