Биография
Драйзер – яркий представитель классики натурализма. Будущий писатель родился в 1871 году в небольшом городке Терре-Хот (штат Индиана). Школу Драйзер закончил в 1887 году, а в 1889 году стал студентом Индианского университета в Блумингтоне. Однако через год ему пришлось расстаться с учебой, так как на ее оплату не хватало средств.
Спустя какое-то время Драйзер делает выбор в пользу профессии репортера. Писатель печатается в газетах (1892- 1894 гг.). В 1894 году Драйзер переезжает в Нью-Йорк, где становится редактором музыкального журнала «Every month», издаваемого его братом. Здесь Драйзер работал до 1887 года, однако, потом покинул издание и начал писать для журналов «Метрополитен», «Космополитен», «Харперс».
Интересным фактом в биографии писателя-публициста является поездка в СССР в 1927 году. Тогда Теодор путешествовал по России 77 дней. В нашу страну Драйзера привел интерес к социальным проблемам, которые всегда выступали центральной проблемой его жизни и творчества. Как отмечали современники: писателя
...привела в страну, которая строила первую в мире социалистическую экономику, именно его ненасытная любознательность.
Более того, указанное решение было принято вопреки советам докторов, которые предупреждали Драйзера, что он не сможет пережить поездку по России в зимнее время. Как впоследствии вспоминал сам писатель,
...я собирался выяснить, к чему стремятся эти русские, даже если это будет стоить мне жизни.
Изначально скептически настроенный писатель ожидал увидеть «потёмкинские деревни», бдительно следил за тем, чтобы его не пытались обмануть при помощи «лакировки действительности», демонстрации специально подготовленных казарм, тюрем, детских домов. Если ему предлагали посмотреть Бутырскую тюрьму, он настаивал на посещении Таганской, причем, тщательно следил за тем, чтобы никто не подходил к телефону. Иначе говоря, он приехал, ожидая от большевиков обмана и с твердым намерением обмануть большевиков, однако, американский писатель самостоятельно смог убедиться, что, несмотря на многочисленные проблемы молодого социалистического государства, СССР действительно предпринимает попытки строительства нового социального устройства. После своей поездки он написал книгу «Драйзер смотрит на Россию».
Биография писателя наполнена многими событиями. Однажды, в начале тридцатых годов двадцатого века он отправился в район горнорудных шахт США, где происходили столкновения шахтеров с полицией. Драйзеру угрожали владельцы шахт. Против писателя был возбужден иск. От него требовали прекратить рассказывать о происходящих событиях. Но Теодор Драйзер не прекращал освещать то, что происходило, как избивали шахтеров и членов профсоюзов полицейские. После в 1931 году он написал книгу под название «Трагическая Америка».
В ноябре 1932 года Драйзер заключил контракт с кинокомпанией «Paramount» на постановку фильма, основанного на романе «Дженни Герхардт».
Свое кредо, как писатель, Теодор сформулировал окончательно к 1938 году. Он же и провозгласил его на международной конференции писателей, посвященной защите культуры в Париже (июнь 1938 года). Служить справедливости – вот ценности, которые исповедовал Драйзер!
Он был уверен, что борьба за социальную справедливость в США обязательно наберет обороты. И он верил в то, что поддержку такому движению будут оказывать все больше и больше писателей.
В 1944 году Драйзер был награжден золотой почетной медалью от Американской академии искусств и литературы. Эту награду он получил за выдающиеся достижения в литературе и области искусства.
Незадолго до смерти Теодор Драйзер стал коммунистом. Он прожил 75 лет. Умер Драйзер в 1945 году 28 декабря. Последним местом проживания был пригород Лос-Анджелеса – Голливуд.
Особенности творчества
Драйзер считает себя сторонником литературы, которая имеет статус высокоидейной, подлинно народной, реалистичной и, обязательно, художественной. Писатель стоит на позиции эстетических нравов социалистического реализма. В своих высказываниях он касается темы Великой Октябрьской социалистической революции, ее значения в судьбах мировой литературы.
Он считает, что приход этой революции изменил облик литературы, разделив ее на два направления:
- написание романов вымысла, описания человеческих интересов, без внимания к общественному устройству;
- литературное течение, направленное на освещение процессов социума, его проблем, особенно в сфере трудящихся на фабриках, фермах, шахтах и заводах.
Эстетической концепции Драйзера присуще требование высокой идейности и реализма творчества, народности литературы, понимание действенного, активного, преобразующего характера литературы социалистического реализма, впитывающей лучшие традиции каждой национальной литературы.
Свои книги Драйзер пишет, основываясь на своих наблюдениях и опыте. Его изображения скрупулезны. Он умело оперирует фактами и мельчайшими подробностями. Автору удается вводить в свои произведения документы, практически целиком взятые из реальной жизни.
В процессе повышения реалистичности собственных произведений автор прибегал к обращению к историческому прошлому своей страны, зачастую обращался к историческим личностям, событиями. В частности, в основу знаменитой «Трилогии желания» была положена история жизни Чарлза Тайсона Йеркса, одного из первых американских миллионеров.
Таким образом, в качестве особенностей творческого метода выдающегося американского писателя можно назвать следующие:
- максимальная реалистичность повествования, достоверность описываемых событий, обращение к реальным историческим личностям, событиям, процессам, которые происходили или происходят в американском и мировом обществе;
- понимание литературы, искусства в целом как деятельностной, активной силы, инструмента преобразования социального устройства, создания справедливого идеального общества.
Для идейных последователей и борцов за мир, значение работ Теодора Драйзера трудно переоценить. Он был смелым человеком на пути к правде, вождем реалистов в американской литературе XX века, творчество которого во многом сформировало облик современной американской литературы.