Детство и юность Рэя Брэдбери
Рэй Брэдбери является одним из выдающихся писателей-фантастов. Брэдбери получил целый ряд литературных наград, в числе которых и награды для писателей, работающих в фантастическом жанре. Однако при это сам писатель не считал себя фантастом.
Рэй Дуглас Брэдбери родился в городе Уокиган штата Иллинойс в августе 1920 года. Отец Рэя Брэдбери, Леонард Сполдинг, был выходцем из семьи англичан, которые были одними из первых переселенцев в Северной Америке.
В автобиографии писатель говорит о семейной легенде, согласно которой Мэри Брэдбери, прабабушка Рэя, была «салемской ведьмой», повешенной после суда в 1692 году.
Мать Рэя Брэдбери шведка Мари Эстер Моберг.
Кроме самого писателя, в семье рос еще его брат Леонард. Двое других детей Брэдбери умерли еще в младенческом возрасте. Писатель рано столкнулся с потерей близких, и это чувство утраты проявилось в ряде его литературных произведений.
В семье писателя с любовью и уважением относились к искусству, особенное внимание уделялось кинематографу, зарождавшемуся в то время.
Во время Великой депрессии отцу писателя не удавалось устроиться на работу в маленьком городке, поэтому в 1935 году семья была вынуждена переехать в Лос-Анджелес. Материальное положение семьи было сложным, и после окончания школы юному писателю пришлось устроиться продавцом газет. Средств на то, чтобы продолжить дальнейшую учебу, в семье не было, и Рэй Брэдбери не получил высшего образования. Сам писатель часто говорил, что учебу в колледже ему заменила библиотека. Мальчик очень любил читать, и три раза в неделю посещал читальный зал. В это же время у двенадцатилетнего Рэя появилось желание начать сочинять самому. Он очень хотел купить книгу Э. Берроуза, однако средств на ее покупку не было, и писатель сам придумал продолжение истории.
Творческая деятельность
Рэй Брэдбери еще будучи мальчиком твердо решил стать писателем. Первой ступенькой его творчества стала публикация в местной газете стихотворения «Памяти Вилла Роджерса». Рэй, подражая стилю Эдгара По, писал небольшие рассказы, а критиком юного писателя и советчиком был американский писатель – фантаст Генри Каттнер.
Когда Рэю Брэдбери было семнадцать лет, он стал членом американского сообщества молодых авторов, «Лиги научных фантастов» Лос-Анджелеса. Первые рассказы Брэдбери стали публиковаться в дешевых сборниках фантастики. Постепенно сформировался индивидуальный литературный стиль писателя. За два года, начиная с 1939, Брэдбери выпустил четыре номеров журнала «Футуриа фантазия». А к 1942 году Брэдбери полностью посвятил себя литературе. В этот период писатель создавал около пятидесяти рассказов в год.
Несмотря на то, что доходы от писательской деятельности были мизерными, Брэдбери продолжал заниматься творчеством. И в 1947 году появился первый сборник рассказов фантаста «Темный карнавал», в который вошли произведения 1943-1947 годов. Именно в это время впервые появились персонажи Странница Сеси и дядюшка Энар. Первый сборник произведений Брэдбери читатели встретили достаточно прохладно.
Летом 1949 года Брэдбери решает ехать в Нью-Йорк. Туда он отправляется на автобусе. В Нью-Йорке писатель живет в хостеле Американской ассоциации молодых христиан. Брэдбери предложил свои рассказы более чем в десять издательств, однако ни одно из них ими не заинтересовалось. Литературный агент Брэдбери Дон Конгдон случайно вышел на издательство «Даблдэй», которое как раз в это время готовило к выпуску сборник произведений научной фантастики. Издатель Уолтер Брэдбери заинтересовался творчеством молодого писателя и согласился напечатать рассказы при условии, что они тематически будут объединены в роман.
Брэдбери за ночь изложил общий обзор будущего романа и предоставил издателю. Роман выглядел в виде цепочки из сюжетов ранних произведений о Марсе, которая была собрана в единое произведение. Брэдбери в «Марсианских хрониках» проводил невидимую параллель между освоением Марса персонажами романа и колонизацией Дикого Запада. В романе автор завуалировано отражал ошибки и несовершенство человечества. Произведение Рэя Брэдбери изменило представление о научной фантастике. А сам Брэдбери считал, что книга «Марсианские хроники» является его лучшим произведением.
В 1953 году вышел роман Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Это произведение принесло писателю всемирное признание и известность. Основу романа составили два рассказа – «Пешеход» и «Пожарный». Первая публикация произведения вышла в только начавшем набирать свою популярность журнале «Playboy».
В эпиграфе к книге автор отметил, что 451 градус по Фаренгейту – это температура, при которой воспламеняется бумага.
Сюжет произведения повествует о потребительском тоталитарном обществе. Брэдбери в этом произведении показывает общество, которое ставит потребление материальных ценностей во главу угла. А книги, которые заставляют читателя задуматься, подлежат сожжению вместе с жилищами владельцев недопустимой литературы. Гай Монтэг, главный герой романа, участвует в сожжении книг и убежден, что совершает правильное, необходимое дело. Знакомство Гая с семнадцатилетней Клариссой кардинально меняет мировоззрение юноши.
«451 градус по Фаренгейту» подвергся строжайшей цензуре. Издательство переделало и исключило 70 эпизодов из романа.
В 1980 году Брэдбери потребовал, чтобы произведение издавалось полностью, без редакторских сокращений.
В Советском Союзе произведение вышло в 1956 году, несмотря на отрицательные комментарии в идеологических изданиях. В 1966 году книга была экранизирована французским режиссером Франсуа Трюффо. А в 1984 году по мотивам романа был снять телеспектакль «Знак Саламандры».
Затем вышли следующие знаменитые произведения Рэя Брэдбери:
- «Вино из одуванчиков», 1957 год
- «Лето, прощай»
- «Из праха восставшие»
- Сборник рассказов «Лекарство от меланхолии»
- Сценарий «Моби Дик».
Рэй Брэдбери прожил 91 год. Жизнь писателя была насыщенной, он трудился не переставая. Последний роман писателя вышел в 2006 году. Брэдбери умер в 2012 году.