Биография Генри Джеймса
Генри Джеймс родился в богатой образованной семье 15 апреля 1843 года в Нью-Йорке. Его отец, Генри Джеймс-старший, был священнослужителем, философом, интеллектуально развитым человеком и имел хорошие отношения с влиятельными людьми того времени. Его мать Мери Уолш родом из богатой ирландской семьи, давно обосновавшейся в Нью-Йорке. В семье было пятеро детей. Старший брат Уильям Джеймс был знаменитым американским философом и психологом.
Для семьи большое значение имело образование, поэтому дети получали его от различных учителей и репетиторов. Вместе со своей семьей Генри много путешествовал по Европе. В период с 1855 по 1860 года семья Джеймс путешествовала в Лондон, Женеву, Париж, Булонь-сюр-Мер, где Генри и получал образование от европейских учителей. В 1860 году семья вернулась в США, в Ньюпорт, где Генри познакомился с художником Джоном Ла Фаржа, благодаря которому он узнал о творчестве Бальзака. В девятнадцать лет он получал юридическое образование в Гарвардском университете, но закончить его не смог, так как предпочел литературную деятельность изучению права.
С раннего детства Генри Джеймс пребывал под влиянием науки и философии. Он много читал и учился у известных классиков французской, английской, русской, американской, итальянской, немецкой литературы. В 1864 году он анонимно напечатал свой первый рассказ «Трагедия ошибки» и с тех пор посвятил себя литературе.
Джеймс никогда не был женат. Ходили слухи о том, что он был влюблен в свою кузину Мери Темпл, которая умерла от туберкулеза, но доподлинно, не известно были ли у них любовные отношения. Он был дружелюбный и общительный, но наблюдая за обществом, все же старался быть отдаленным от людей и старался избегать «участия».
В 1869 году семья Генри организовывает ему поездку по Европе, в надежде на то, что в Германии он займется изучением философии и языков (в то время он уже говорил на французском и итальянском языках). Но он, решивший посвятить себя литературе, пошел по другому пути. И в том же году поселился в Лондоне, где написал серию романов, аудиторию которых составляли в основном женщины среднего класса. Жил он на съемных квартирах, но мог позволить себе посещать джентльменские клубы, где был представлен английскому обществу.
В течение 14-месячного путешествия Генри посещал не только Лондон. Он также побывал в Швейцарии, Франции и единственный из семьи был в Италии. До конца жизни писателя Италия была его любимым местом, особенно Рим. В своих произведениях он использовал его в качестве обстановки и тем для путешествий. В Риме он попытался быть внештатным автором, но его попытки не увенчались успехом, и он вернулся в Нью-Йорк. В период с 1869 года по 1870 год он познакомился с Раскиным, Диккенсом, Моррисом.
Осенью 1875 года он переезжает в Париж, где знакомится с Тургеневым, Мопассаном, Дауде. В течении 1874 и 1875 года публикует свои романы: «Страстный Пилигрим» и «Родерик Хатсон».
После посещения в 1877 году Аббатства Wenlock в Шропшире, у Джеймса рождается новелла ужасов «Две магии: Поворот винта, конец покрытия». Мрачные монастырские стены аббатства и окружающая его загородная местность, вдохновили автора на такое произведение.
Проживая в Лондоне, он вдохновлялся деятелями культуры и политики Европы и продолжал писать. В период с 1877 по 1882 года, Генри Джеймс выпускает свои произведения:
- «Американцы»;
- «Европейцы»;
- «Французские поэты и писатели»;
- «Дейзи Миллер»;
- «Хоторн»;
- «Вашингтонская площадь»
- «Уверенность»
- «Портрет женщины».
С 1882 по 1883 года едет в Америку, а после возвращается в Лондон.
В 1884 году он едет в Париж, где встречается со своими друзьями и следит за деятельностью «натуралистов» и «реалистов», которая оказывает на него все большее влияние. В 1886 году он публикует «Бостонцев» и «Принцессу Казамассиму», которые подверглись критике. Отсутствие финансового и литературного успеха подвигли его на попытку писать для театра.
1887 год он проводит в Италии, и в этом же году публикует романы: «Бумаги Асперна» и «Ревербератор». В течение 1890-х годов автор совершает поездки по Европе.
В 1897-1898 года переезжает в Рай и пишет «Поворот винта». С 1899 по 1904 года публикуются:
- «Неуклюжий век»;
- «Священный источник»;
- «Послы»;
- «Крылья голубя»;
- «Золотая чаша».
В 1904 году он посещает Америку с лекцией. С 1906 по 1910 он публикует «Американскую сцену» и редактирует «Нью-Йоркское издание», 24-томную коллекцию своих произведений.
После начала Первой мировой войны он занимается военной работой, а в 1915 году получает британское гражданство. В 1916 году был награждён орденом «За заслуги».
Джеймс умер от пневмонии 28 февраля 1916 году в Лондоне.
Этапы творчества автора
Генри Джеймса называют первым психологическим реалистом нашего времени. За пятьдесят лет своего творчества он написал множество романов, два из которых не были им закончены, рассказы различной длины, сказки, пьесы. Его литературная карьера охватила время от начала Гражданской войны в Америке до Первой мировой войны. Джеймс выпустил около тридцати шести томов художественной литературы и примерно столько же нехудожественных произведений: автобиографии, книги путешествий, книги критики, письма и литературные тетради.
Критики разделяли его литературную карьеру на три этапа: ранняя фаза, второй этап, финальная фаза.
В ранний период творчества автора, в его произведениях чувствовался контраст между Америкой и Европой. Европа у него ассоциировалась со старыми устоями цивилизации, которая была красива, но коррумпирована. Америка, напротив представлялась свободной, с высокоразвитым нравственным характером. Стиль написания романов в этот период довольно прост и соответствует нормам художественной литературы 19 века. Его главными героями были молодые американские девушки, которые сталкивались с угнетением или жестоким обращением.
По мнению критиков в этот период самым удачным его романом стал «Портрет леди». Этот роман описывается как психологический. Здесь автор исследует различия между американцами и европейцами, между Старым и Новым светом.
Второму периоду творчества Джеймса свойственна меньшая популярность его произведений. Здесь он переходит от сравнений Европы и Америки и больше начинает придавать значение политике.
Трагикомедия «Бостонцы» включает в себя панораму политических активистов, газетных людей и странных чудаков. Роман «Трагическая муза», показывает метания главного героя между попытками стать художником и начать политическую карьеру. Эта книга выражает любовь автора к театру и считается заключительной во второй фазе творчества Джеймса.
Третий период в творчестве Генри Джеймса считается самым удачным. Здесь он пытается глубоко анализировать сознание своих героев. Три романа из коллекции Джеймса нашли большее признание у критиков того времени.
В романах «Крылья голубя», «Послы» и «Золотая чаша» автор ставит персонажей в сложные ситуации, здесь его проза становится более сложной и тяжелой для понимания.
Генри Джеймс трижды за свою карьеру был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1911, 1912 и 1916).
Карьера Генри Джеймса была одной из самых долгих, продуктивных и самых эффектных. Публика Джеймса оставалась ограниченной при его жизни, но после возрождения интереса к его работе в 1940-х и 50-х годах он достиг все более широкой аудитории. Его работы были переведены во многих странах, и он был признан в конце 20-го века как один из тончайших мастеров, которые когда-либо практиковали искусство романа. Его воплощение на бумаге внутренней жизни персонажей сделало его предвестником движения "поток сознания" в XX веке.