О Фредерике Брауне
Известный американский писатель фантастического жанра Фредерик Браун работал также и в детективном жанре. Карьера Брауна в качестве писателя началась в середине 1930 годов. В этот период он работал репортером журнала «Милуоки». Писательская карьера Брауна началась с произведений детективного жанра, однако наибольшую популярность ему принесли произведения в жанре юмористической фантастики. Фредерик Браун написал более тридцати книг. Последняя книга писателя «Утраченный парадокс» была выпущена уже после смерти автора, в 1973 году.
Американский писатель Фредерик Вильям Браун родился 29 октября 1906 года в Цинциннати, штат Огайо.
После окончания школы в 1921 году, Браун работал посыльным в офисе одной из коммерческих фирм. Воспоминания об этом периоде жизни легли в основу романа «Офис». Свой первый роман, написанный в детективном жанре, Браун закончил в 1947 году. Этот роман под заглавием «Невероятное вымогательство» получил премию Эдгара Алана По. Деньги, вырученные от продажи этой книги, позволили Брауну уйти с работы.
В 1949 году он начинает путешествовать в поисках климата, который бы наиболее подходил для его здоровья. Писатель на три года останавливается в Таосе, в колонии художников. Затем два года Браун живет в Лос-Анджелесе, откуда по настоянию врачей вынужден был переехать.
После отъезда из Лос-Анджелеса Браун поселился в городе Тусон, штат Аризона. Однако, несмотря на подходящий климат, состояние здоровья писателя продолжает ухудшаться. Браун пишет не более одного романа в год. В период с 1961 по 1963 год Фредерик Браун работает в Калифорнии, пишет сценарии. В частности, Браун написал сценарий к сериалу «Альфред Хичкок представляет». Однако в 1963 году из-за состояния здоровья писатель был вынужден вернуться обраться в Тусон. В этом же году издается его последний роман. А в 1965 году – последний рассказ. Здоровье писателя стремительно ухудшается, и для Брауна наступает сложное время. Старые рассказы Брауна уже забываются, а писать новые он уже не может из-за состояния здоровья. Писатель начинает злоупотреблять алкоголем. В 1972 году Браун по доброй воле переезжает в госпиталь, где в скором времени умирает. На его письменном столе осталась записка, написанная в характерном для Брауна лаконичном стиле. В записке говорится: «Никаких цветов, никаких похорон, никакой суеты».
Несмотря на то, что среди произведений Брауна есть и крупные формы, критики все-таки традиционно отмечают писателя как мастера небольших литературных форм.
Среди наиболее известных следующие произведения Брауна:
- «Кнут»
- «Дневные кошмары»
- «Вокруг да около»
- «Потерянный парадокс»
- «Скажи им, Пальяччо!»
- «Ничего серьёзного»
- «И боги смеялись»
- «Принцип Йехуди»
- «Арена»
- «Смерть Райли»
- «Убийство не из-за чего»
- «Волновики»
- «Опасные люди» и т.д.
Арена
Рассказ "Арена", по отзывам критиков, это философско-психологический и фантастический рассказ. В этом рассказе своя, присущая Фредерику Брауну, изюминка стиля. И заключается эта изюминка в последних строчках произведения. До этого момента на протяжении всего повествования происходят напряженные события внешнего характерна, которые непрерывно подогревают интерес к конечному исходу. Однако не прочитав весь рассказ о внешних событиях, невозможно прочувствовать всю значимость внутренних событий. То есть читателю сложно будет метафизически прочувствовать атмосферу этого произведения.
Фантастический нарратив произведения скрывает метафору, посвященную труду разведчика-одиночки, хоть этот разведчик в рассказе становится разведчиков против воли. От его успеха зависит жизнь всего человечества. Однако одиночка бессилен, если не в состоянии подавить возникающее в себе отчаяние. Он был бы бессилен без своей профессиональной смекалки и практической находчивости. Главное, что необходимо одиночке, чтоб справиться с выпавшими трудностями, это мимолетная, совершенно незаметная поначалу, и неожиданно возникающая помощь Высшей Силы. Проблема состоит в том, что всегда заслуги одиночки буду рассматриваться как заслуги всего общества, так как одиночка может свои заслуги измыслить, нафантазировать, принизить заслуги масс. А обществе может не иметь доказательств того, что его заслуги – это прежде всего, заслуги одиночки.
«Марсиане, убирайтесь домой!»
Это еще одно известное произведение Фредерика Брауна. Критики говорят, что фантастическая литература основывается главным образом на допущениях. Однако в ряде книг фантастов таких допущений становится слишком много, и произведение перестает восприниматься читателем. Однако это не относится к книгам Фредерика Брауна. Для него достаточно сделать всего пару допущений, чтобы книга вызвала у читателя интерес.
В этом произведении автор задается вопросом, а что станет с современным человеком, если забрать у него его право на одиночество. И пытается найти ответ на этот вопрос, обыгрывая эту идею на разные лады. В произведении отчетливо виден стиль Брауна, его манера говорить умело, живо, остроумно. Для любого американца 50-х годов 20 века приватность является священным понятием, а в последние десятилетия это понятия чрезвычайно важно для большинства людей. И читатель вынужден на протяжении всего рассказа задумываться о том, каково жить человеку, который вынужден каждое свое действие, включая и физические потребности организма, совершать при огромном количестве свидетелей. Как живется человеку, каждый шаг и каждый поступок которого становится общественным достоянием?
Произведение Брауна «Марсиане, убирайтесь домой» можно рассматривать и в качестве своеобразной страшилки для особо впечатлительных читателей, и в качестве призыва к обществу быть проще, и в качестве безобидной юморески и т.д. Главное, задумка писателя сработала. Произведение одновременно и веселит, и немного пугает и заставляет задуматься каждого. Примечательно, что это произведение было написано Брауном ради шутки.