Джон Ирвинг – современный американский писатель и сценарист, известность которому принесли так называемые воспитательные романы.
Особенности воспитательного романа Ирвинга
Под воспитательным романом понимается произведение, основой которого выступает изображение души героя в динамике, переходе от одних ценностей к другим, от одной системы убеждений к другой.
Акцент в таких произведениях смещается на субъективные факторы, условия формирования героя под влиянием социокультурного окружения, жизненных ситуаций и пр.
Хотелось бы отметить, что с момента своего появления воспитательные романы оставались актуальными благодаря своей нацеленности на личность человека, на проблемы человека и социокультурного окружения, его экзистенциальную сущность. В центре романа – личность, ее самоопределение, особенности самореализации. Для произведений характерно отображение жизни как школы, через которую должен проходит главный герой в процессе своего самоопределения.
В качестве наиболее известных романов Ирвинга следует назвать следующие:
- «Мир глазами Гарпа»;
- «Правила Дома сидра»;
- «Молитва об Оуэне Мини».
«Мир глазами Гарпа»
Роман 1978 года стал переломным периодом в творчестве Ирвинга. Сам роман неоднозначен по своей природе, он органично сочетает:
- биографию Гарпа – писателя, созданного фантазией автора, причем в этом жизнеописании переплетаются реальные факты и фантастика, вымысел;
- семейный роман, включающий и сатиру, и иронию, и гротеск.
Сам автор неоднократно подчёркивал, что роман носит синтезирующий характер.
В центре произведения – история Гарпа, его биография от раннего детства до момента гибели. В соответствии с канонами воспитательного романа огромное значение имеет происхождение героя. Ирвинг детально и иронично описывает происхождение своего героя, воспитываемого матерью-одиночкой Дженни Филдз, которая в счастливые семьи и успешные браки не верила.
Огромное внимание уделяется в романе и любовной линии: Гарп встречает Хелен, свою будущую жену. Хелен и Гарп любят друг друга, однако они настолько поглощены своей неверностью, что в итоге сталкиваются с ужасающей трагедией – смертью сына, повлекшей за собой крах семьи и крушение надежд.
Роман характеризуется автобиографичностью: Гарп учится в академии в Нью-Хэмпшире, где учился и сам Ирвинг, карьера Гарпа во многом повторяет судьбу самого писателя, а романы Гарпа сопоставимы с романами создателя образа.
Роман Ирвинга во многом выступает продолжением европейской традиции, однако имеет ряд отличий от последних:
- прежде всего, патетичность наррации снижается, значимость некоторых жизненных событий в романе представлена в ироническом или сатирическом ключе;
- роман – одновременно и комедия, и драма, это произведение, написанное в духе «черного юмора», в котором автор активно использует формы комического, фиксируя жизнь американского общества 70-х годов прошлого столетия.
В результате подобных особенностей рамки устоявшегося жанра воспитательного романа раздвигаются, приобретают новые измерения и особенности выражения.
«Правила Дома сидра»
Как и в проанализированном выше романе, в «Правилах…» в центре внимания повествователя – судьба главного героя, Гомера Бура, воспитанника сиротского приюта, представленная в динамике и развитии.
На начальных этапах своего пути Гомер воспитывался в ограниченном пространстве сиротского приюта, в небольшом городке Сент-Облако, который становится символом наивности, духовности. Живя в сиротском приюте, Гомер еще не знает окружающего мира, ему не ведома разница между добром и злом. Его многочисленные попытки обрести семью остаются безуспешными.
Однажды Гомер покидает и приют, и небольшой американский городок, для него начинается новый этап личностного развития, обусловленного познанием мира. Он осваивает новые профессии, знакомится с новыми людьми, открывает жизнь в ее новых и новых проявлениях. Как и Гарп, он проходит испытание любовью: Гомер полюбил Кенди, их любовь была взаимной, но недолгой, Кенди расстается с ним после возвращения ее жениха с войны.
На протяжении всей своей жизни Гомер ищет свое место в мире, длительно и мучительно борется с собой. Все эти событий и испытания подводят главного героя к мысли о необходимости возвращения в Сент-Облако для того, чтобы приносить пользу.
Важно добавить, что и в конце жизни герой после долгих лет испытаний возвращается в город своего детства.
В основании произведения – искания главного героя, его попытки найти свое место, свое призвание, его стремление «быть полезным» обществу, реализовать высшее предназначение человека.
Повествование Ирвинга не лишено комичности, ироничности.
«Молитва об Оуэне Мини»
Данный роман продолжает традиции первых двух произведений. В центре внимания – жизненный путь, становление и самореализация Джона Уилрайта и его лучшего друга Оуэна Мини.
Как герои других произведений, Уилрайт в процессе своего становления проходит три основных стадии:
- детство в небольшом американском городке и знакомство с «крошечным» Мини;
- выход в «большой» мир, испытания юности и взрослой жизни;
- жизнь после смерти Мини, причем именно смерть является кульминацией произведения, кульминацией жизни Уилрайта, развития художественного образа.
Главным отличием данного романа от других выступает обращение не столько к комическим элементам, сколько к поэтике прошлого, к ключевым событиям жизненного пути героя. Посредством обращения к прошлому, воспоминаниям автор воссоздает все многообразие, сложность, многогранность психологических процессов, происходящих в сознании художественного персонажа в процессе его развития, становления, самореализации.
Таким образом, романы Ирвинга выступают продолжением европейского воспитательного романа. В то же время, рамки жанра раздвигаются, в романное пространство проникают новые темы и формы выражения, позволяющие в особом ключе зафиксировать современную автору жизнь американского общества.