Взаимодействие литературы и науки в античное время
Литература и научное знание неразрывно связаны между собой. Литература и наука объединяются для того, чтобы возвысится над общепринятыми положениями, вместе эти два направления исследуют глубокие и вечные вопросы, которые волновали человечество во все времена, вместе они изучают проблемы бытия и реальности.
Неоспорим тот факт, что наука и литература имеют как много различий, так и много общих черт. Начиная с античных времен люди одинаково уважали как точные науки, так и поэзию, и литературу. Например, древнегреческий философ Пифагор понимал число как главный структурный принцип построения космоса. Гераклит основой мироздания называл слово. Одни ученые пытались понять сущность бытия с помощью цифр, другие с помощью стихов.
В античные время как цифры, так и слова являлись воплощением божественного ума и красоты. В произведении Платона «Пир» хвалебные речи идут как в отношении научного познания, так и в отношении художественного начала. Для античных философов красота заключалась не в прямом понимании слова «красота», этот концепт был заключен в обретении знания, в особой организации научных и художественных доказательств, которые позволяют обнаружить единство там, где его можно было лишь предполагать.
Взаимодействие литературы и науки в средневековье
Во времена раннего средневековья начинают считать, что главным показателем красоты и гармонии является наука. А именно основной идеи красоты и равенства является круг, так же средневековый философ Августин, Блаженный считал, что в основе восприятия красоты лежит число.
Ярким примером взаимодействия литературы и науки во времена средневековья является произведение «Божественная комедия» Данте Алигьери. Разбираясь в высшем смысле существования мира, Алигьери расшифровывает сущность слов и явлений, стремится рационально объяснить картину мира.
Взаимодействие литературы и науки в эпоху Возрождения
Философия, наука и культура эпохи Возрождения часто объединяются вместе для того, чтобы доказать совершенную логическую схему построения мироздания. Яркими личностями эпохи Возрождения, которые совмещали в своей деятельности и литературные, и научные, и многие другие подходы, являются Микеланджело, Леонардо да Винчи. Эти известные деятели эпохи Ренессанса познавали мир путем науки и искусства.
Литература и наука в эпоху Просвещения
Во времена классицизма главенствовала логика разума. В период господства классицизма культурным и научным деятелям так и не удалось найти решение проблемы взаимодействия художественного искусства и логического мышления. Считалось, что рационализм должен был присутствовать во всем и в литературном искусстве в том числе.
Концепция художественного творчества и научной мысли эпохи Просвещения неоднозначна, на это указывает эволюция определения прекрасного И. Канта, движение философско-эстетической мысли Д. Дидро от "Бесед о “Побочном сыне”" к "Парадоксу об актере". В начале века господствовал культ разума, он сменяется на период "Бури и натиска" который характеризуется "возмущением чувств", абсолютизацией "неясных стремлений". В этот период рационализм начинает уживаться с иррациональными мотивами.
Все эти противоречия в итого вытекают в стремление создать общую идею искусства. В этой концепции сущность художественного творчества раскрывается в теории научного анализа. Творчество определяет свое назначение и специфику среди других видов человеческой деятельности. В эту эпоху создаётся общая теория искусства. В этой теории в центе стала проблема соотношения эмоционального и рационального концепта в художественном творчестве.
Дж. Локк считал, что в интеллекте присутствуют все те же самые элементы что и в чувствах. По его мнению, главным инструментом научного синтеза является внезапная сила воображения, соединение чувств и разума.
А. Эйнштейн считал историю науки драмой идей. По аналогии с этим мнением историю литературы можно назвать драмой идей и образов.
Современное понимание взаимодействия литературы и науки
Писатели ставят своих персонажей в условия, когда становится необходимо действовать, герои должны действовать согласно социальным мотивам, а в других случаях иррациональным мотивам. Иногда герои становится жертвами собственных иллюзий. Литература показывает необходимые условия существования человека. Таким образом формируется определенный литературный мир.
Научный эксперимент основывается на фактах, при этом исключается все субъективное и произвольное. Ученым необходима научная объективность. Однако зачастую к ней ведет субъективный путь познания, интуиция.
Мир, который открылся научным путем, и мир, ставший итогом литературного процесса, отличаются друг от друга. Для писателя, в отличие от ученого, не бывает "случайных" фактов». Реальность противоречива, сложно выбрать подходящий элемент.
Наука безусловно оказывает влияние на литературу. Известны случаи, когда научные открытия подготавливали те или иные оригинальные художественные решения. М. В. Ломоносов пишет "Письмо о пользе стекла". О. де Бальзак в основу произведения "Человеческой комедии" положил естественно-научные теории. Научные идеи стали отправной точкой в работах Л. Кэрролла, Г. Уэллса, В. Хлебникова.
Творчество гениального художника может скрыть творческое сознание ученого и пробудить его научное воображение. Любое научное открытие или художественное произведение – это пересмотр устоявшихся представлений, отказ от стереотипов.
Учёный берет во внимание научный анализ и логическое мышление, поэт опирается на свои впечатления и интуицию. Наука разделяет мир на части; поэзия восстанавливает этот мир, но уже на новом уровне.
Художественная литература предлагает особый тип антропологического познания, она рассматривает разностороннее и спонтанное выражение индивидуального и социального, обобщает случайное. Писатели точно так же, как и ученые являются исследователями. Они в свою очередь постигают противоречия между потребностями и возможностями своих персонажей, пытаются найти компромисс между общественным и личным.
Ученый желает понять объект без человеческого фактора, писателя интересует действительность в ее отношении к человеку.
Взаимодействие науки и литературы привело к появлению следующих видов литературы:
- научно-популярная литература
- научная фантастика
- приключенческая литература
- учебная литература
- научно-художественный рассказ
- монографии